Иеговист
— название одного из предполагаемых авторов Пятикнижия
Моисеева, с точки зрения библейско-исторической критики. По этой теории
Пятикнижие состоит из двух документов, составленных двумя независимыми
авторами и объединенных между собой позднейшим редактором. Каждый из этих
документов отличается тем, что в нем употребляется исключительно одно
какое-нибудь из двух библейских названий Бога — Елогим или Иегова, вследствие
чего и авторы предполагаемых документов называются елогистами и Иеговистами. Родоначальником
этой теории был француз Жан Астрюк, протестантский пастор, перешедший после
отмены Нантского эдикта в католицизм, известный в свое время медик, в 1743 г.
причисленный к медицинскому факультету в Париже. Свои догадки он изложил в
сочинении: "Conjectures sur les mémoires originaux dont il parait
que Moyse s'est servi" (Брюссель, 1753), которое и сделалось исходной
точкой для последующих критических работ в этом направлении. Теперь эта
теория получила широкое развитие на Западе и критическая школа считает ее
своим ценным достоянием, хотя она и доселе связана с такими затруднениями,
что положительная богословская наука не может принять ее (см. под слов. Пятикнижие).
Чтобы наглядно показать, как чередуются документы елогиста и иеговиста,
возьмем первые XI глав книги Бытия, обнимающей историю первобытного мира. Из
них гл. I и три стиха II главы приписываются елогисту, так как в них
употребляется одно только Елогим — 35 раз; II, 4 — III, 24 совместно Иегова-Елогим
20 раз, и одно Елогим 3 раза; в IV гл. только Иегова 10 раз, Елогим 1 раз; V
— Елогим 3 раза, то же с членом (га-Елогим) 2 раза и Иегова 1 раз; VI гл. 1—8
ст. Иегова 5 раз, га-Елогим 2 раза; VI, 9 — IX, 29 Иегова 7 раз, Елогим 15, га-Елогим
2; X—XI Иегова 7 раз.
|