Иегова
(по-евр. הוהי) — одно из
священнейших имен Бога в Ветхом Завете; у евреев оно называлось гашем,
"именем" по преимуществу, единственным, не произносимым для людей (шем-гамфораш).
По общепринятому объяснению, оно происходит от слова гавà, или гайà,
— "быть" и заключает в себе понятие безусловной самобытности,
предвечного бытия и совершенства во всех отношениях. У евреев оно считалось
настолько священным, что они считали святотатством произносить его, и потому
впоследствии забыли его истинное произношение: составлявшие его четыре
священных буквы произносились ими с помощью пунктуации, заимствованной из
других имен Бога — Адонай, Елогим. LXX переводчиков всегда передают הוהי
словом ό Κύριος, которое в слав. и русской
Библии выражается словом "Господь". Что касается истинного его
произношения, то в этом отношении мнения расходятся. Во всяком случае форма Иегова
— не единственная; рядом с ней, особенно в новейшее время, все более входит в
употребление другая форма — Jabe, Jahveh, в пользу которой имеются древние
свидетельства бл. Феодорита (Ίαβέ) и Климента
Александрийского (Ίαουέ). По библейскому
повествованию (Исх. VI, 3), под этим именем Бог впервые открылся Моисею, а
дотоле Бог открывался под другими именами. Но это не значит, чтобы
действительно это имя впервые стало известным евр. народу только с этого
времени. В действительности оно известно было патриархам и раньше, но скорее
в общем, космическом смысле Божества, а с этого времени оно сделалось
знаменем национальной религии евреев или, лучше сказать, выражением их
особого отношения к Богу, как народа избранного. Вполне неосновательны те
теории, по которым имя Иеговы имеет египетское происхождение. В качестве
составного слова оно встречается во множестве собственных имен, начиная с
древнейшего времени (так, напр., оно звучит в имени матери Моисея, Иохаведы —
Иcx. VI, 20). По своему внутреннему значению Иегова отличается от Елогима
тем, что последнее имя заключает в себе идею космического всебытия и
творчества, а первое выражает преимущественно идею Бога в его отношении к
людям, идею Промышления Божия о судьбе человечества и в частности избранного
народа Божия.
См. ст. Oehler'a под словом Jehova в энциклопедии Герцога,
а также в "Liter. Anzeig." (1832, № № 27—30), Ebrard,
"Das Alter des Jehovauamens", в "Hist.
theol. Zeitschr. von Niedner" (1849, IV); Kurz, "Geschichte d. A. Bundes"
(т. I); Röth, "Die egyptische und zoroastr.
Glaubenslehre"; статьи J. Soury в "Revue des deux Mondes"
за 1872 г.; исследование голландского ученого Tiele в его "Руководстве к
истории религий" и пр.
|