Идол
(είδολον — букв. маленький
вид, изображеньице) — так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные
изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних
философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили
в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные
предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие
богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально Идолы
в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки,
деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким
предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с
развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же
антропоморфические) изображения богов (Идол в тесном смысле), то связь их с
божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к
идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у
первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к Идолу, как к
орудиям в посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в
некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3)
в переносном смысле слово Идол употребляется для обозначения относительных и
ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение;
4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется
Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и
иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию — idola tribus,
i. specus, i. fori, i. theatri (см. Бакон).
|