Иаков Черноризец
— На основании изысканий митрополита Макария и Погодина,
монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв.
страстотерпцах Борисе и Глебе"; "Житие блаж. кн. Владимира";
"Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимер и дети
своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера
Ольга, преже Владимера" и "Послание к Божию слузе Дмитрию"
(вел. кн. Изяславу). Этому же И. Черноризцу некоторые исследователи
приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. "Правила м.
Иоанна". Наиболее ранним сочинением И. Черноризца, по-видимому, было
"Сказание о Борисе и Глебе"; "Житие Владимира" написано
позднее, а еще позже — "Память и похвала в. кн. Владимиру".
"Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого
современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и
обязано своею большей распространенностью, сравнительно с подобным же
произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал
христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка.
Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага
рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные
речи, обращения, сетования. Труд И. Черноризца в значительной доле послужил
источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о
совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о
крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене,
совершившейся в князе, наконец о его кончине, — своим содержанием и порядком
изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником
для последнего. На древность памятника указывает язык "Жития",
равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще непрославленным,
а русский народ называется "новым" по отношению к вере. В
большинстве списков "Жития" к нему присоединяется третье соч. И.
Черноризца — "Память и похвала кн. русскому Владимиру", столь же
древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих,
преданий и рассказов о равноапостольном кн. Владимире и св. Ольге. Как и на
"Житии", на "Похвале" еще не заметно влияния каких-либо
письменных памятников XI в. Помимо стороны литературной, произведения И.
Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они
нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые
данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир
ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после
крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением
вер и т. д. Дошедшие до нас списки "Жития" и "Похвалы" —
довольно поздние (с XVI в.) и представляют между собою значительные отличия.
"Послание к вел. кн. Изяславу" написано в ответ на послание князя,
до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские
обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа...
"Если хочешь, — пишет Черноризец князю, — и чудеса творить, по примеру
апостолов, — и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, — ты
научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от
скупости сделай простертыми на подаяние нищим". Отличительная черта
послания — преобладание афоризмов и изречении из св. Писания. Есть в послании
и бытовые черты. "Церковное правило" м. Иоанна, обращенное к И.
Черноризцу, вместе с "Уставом" кн. Владимира было первым опытом у
нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода
"Правила" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник.
Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преп. Феодосий
Печерский, перед смертью († 1074), предлагал своей братии на место себя в
игумены пресвитера И., который не был постриженником Печерского м-ря; а
пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского м-ря, построенного во имя
Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер И. —
одно лицо с И.-писателем.
Ср. Калайдович, в I ч. "Русск. достопамятностей"
(М., 1815); Востоков, в "Описании Рум. музея"; Макарий, в "Хр.
Чтении" (1849 г. кн. 2); Погодин, в "Известиях II отд. Акад.
Н." (I, СПб., 1852); Бутков, "Разбор трех древних памятников
духовной литературы" ("Современник", 1852, ч. II); A. Ф.
Тюрин, "Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова" (в
"Известиях II отд. А. Н.", II, 1853); Неволин, "О м-те Иакове
II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту" (там же,
II); Срезневский, "Древние жизнеописания русских князей Х — XI в."
(там же, II); Макарий, "Еще об И. мнихе" (там же, II); позднее в
"Истории русской церкви", II, 1868, стр. 141—158); Шевырев,
"Истории русской словесности" (II, 1860); И. И. Хрущов, "О
древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к
"Истории русской црк." Макария переизданы (по списку XVI в.)
"Житие Владимира" и "Память и Похвала" и напечатано, по
списку XVI в.: "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и
Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV в.), изд.
Срезневским, в СПб., в 1860 г., вместе с подобным же сочинением пр. Нестора.
Лучшее издание "Правила м. Иоанна" принадлежит проф. Павлову
("Русская историческая библиотека", VI, СПб., 1880).
|