Идея, в философии
— В древней философии так обозначается умопостигаемая и
вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему
явлению (см. Платон, Неоплатонизм). У Канта И. есть априорное понятие чистого
разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию
самого разума — завершать высшим единством всякое рассудочное познание (см.
Кант). У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с
упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне
процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого
разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в ceбе и из себя. — У
английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и
гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение: идеями называются
здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления.
|