Иван Годинович
(иначе Годенович, Гординыч) — богатырь былин Владимирова
цикла. Былины о нем открываются обычным пиром у кн. Владимира. И. Годинович,
племянник Владимира, один сидит на пиру невесел, и на вопрос князя, чем он
озабочен, говорит, что хотел бы поехать в Чернигов (иначе в Золотую орду, к Ляховинскому
королю, в Индию) посватать за себя дочь купца Дмитрия Марью (иначе Настасью, Авдотью
"Лебедь белую"). Владимир одобряет его желание и дает ему в
товарищи Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Василия Казимерского.
Когда Дмитрий отказывает И. Годиновичу в руке дочери, так как она уже просватана
за Кощея Трипетовича (иначе Федора Ивановича с хороброй Литвы, царища Вахромеища,
Одолища Кошчевича), И. силой увозит Марью. На пути в Киев поезд И. встречает
звериные следы — вепря, кобылы, тура или лани — и И. отсылает сопровождавших
его богатырей в погоню за зверями. Оставшись один с невестой, он ложится с
нею в шатре, но в это время настигает его Кощей Трипетов и вызывает на бой.
И. повалил Кощея, хочет вспороть ему грудь и просит невесту подать ему нож.
Но невеста, послушав Кощея, который сулит ей больший почет, если она
предпочтет его И., помогает Кощею осилить И. и привязать его к дереву. Затем
Кощей с невестой ложатся в шатре. В это время прилетает на дерево ворон
(иначе два голубя, две лебеди), и человечьим голосом говорит, что не владеть
Марьей Дмитриевной Кощею, а владеть Ивану Годиновичу. Разгневанный Кощей
пускает в ворона стрелу, которая, обратившись назад, убивает самого стрелка.
Марья, опасаясь за свою судьбу, хочет отрубить И. голову, но сабля скользнула
и рассекла только ченбуры, которыми был связан И. Былина кончается жестокой
расправой И. с невестой, которой он сначала отсекает руки, затем ноги, губы и
наконец голову. Сюжет былины об И. Годиновиче относится к широко
распространенным бродячим сюжетам о неверных женах, невестах, сестрах. Параллели
былине указаны исследователями в великорусских сказках и в легендарном
рассказе из жития Иосифа Волоцкого по рукописи XVI в. (см. А. Веселовского в
"Ж. M. H. Пр." ч. 263, стр. 35-38). Особенно близка к былине
малорусская песня об И. и Марьяночке, помещенная в сборнике Кольберга ("Pokucie",
II, стр. 17). Сходство с былиной простирается не только на детали рассказа,
но и на имена (Иван и Марья). Южно-славянские (сербские и болгарские) песни
того же сюжета указаны и рассмотрены М. Халанским в его книге: "Великорусские
былины киевского цикла" (стр. 115-120). Такова сербская песня "Бановичь
Страхинья" (Вук Караджич, II, № 44), "Марко Кралевич и неверная
девушка" (Filipovič "Kral. Marko", 1880, № XXII),
болгарская об "Искрене и Милице" (в Сборн. Дозона, № 34). Проф. Халанский
считает даже вероятным (хотя без достаточного основания), что великорусская
былина об И. Годиновиче переделка зашедшей на Русь югославянской песни того
же мотива (стр. 126). Польская версия того же сюжета в хронике Богуфала,
именно в повести о "Вальтеже и Гельгунде", была указана Либрехтом
(см. "Orient und Occident" I 125, III 357 и "Zur Volkskunde"
стр. 40). Восточные индийские однородные рассказы отмечены Бенфеем ("Pantschatantra"
I, 437 и след., II 303-306). В былине о И. Г. видимо обработан и приурочен к
Владимирову циклу бродячий сказочный сюжет, вероятно, восточного
происхождения. Ср. также Ореста Миллера, "Илья Муромец" (стр.
369-379) и А. Веселовского, "Русский эпос и новые его
исследователи" ("Вестн. Европы" 1888, июль).
|