Исмаилиты
— мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что
имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия,
зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил,
младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу,
но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле
и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — Исмаилиты. Потомки
Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но
секта не распалась благодаря энергии нескольких персидских патриотов, между
которыми главную роль играл хитрый Абдаллах ибн-Меймун "Каддах"
("окулист"). Сам он держался учения Бардесана (одна из ересей
парсизма), арабов и их религию ненавидел, но наружно исповедовал ислам. Для
освобождения Ирана от арабского владычества Каддах (в 864 г.) реформировал
секту исмаилитов таким образом, чтобы в нее вошли и враги ислама, и искренние
мусульмане, и чтобы вторые были слепым орудием в руках первых. Для этого он
ввел не одну, а несколько стадий посвящения. Нововведением его было также
учение о скрывающемся имаме (мессианизм): некоторое время мир лишен имама,
который где-то таится, но затем придет и водворит свое царство (см. Махди), а
пока Абдаллах ибн-Меймун — его апостол. Искренними, доверенными помощниками Каддаха
были только зороастрийцы, манихеи, бардесаниты, фильсуфы (приверж. греч. филос.)
и вообще вольнодумцы. Из них он организовал миссионеров ("даыев"),
которые должны были пользоваться именем Алидов для отвода глаз и вербовать
прозелитов для секты, держась правила, что цель оправдывает средства. Наружно
даыи должны были вести крайне строгую жизнь. Овладев доверием мусульманина даы
должен был внушать ему мысль, что в Коране многие места имеют сокровенный
смысл и что он — даы — владеет ключом к ним. Если прозелит клялся соблюдать
молчание и вносил положенную сумму денег, даы посвящал его в первую степень
учения и, рассыпая каждую минуту хвалы Мухаммеду, истолковывал Коран далеко
не правоверно. По отношению к лицам грубым и неразвитым пропаганда на этом и
останавливалась; но если даы считал своего ученика способным на большее, он
продолжал лицемерить, опутывал сетями душу неофита и осторожно доводил его до
второй степени (всех степеней посвящения было 9). На второй и на третьей
степени смысл Корана еще более извращался, а на четвертой прозелит узнавал,
что Мухаммед не есть последний, заключительный пророк: Он стоит выше Иисуса и
Моисея, но ниже грядущего имама (значит, посвящаемый переставал быть с этого
момента мусульманином). Восходя по дальнейшим степеням, посвящаемый понемногу
узнавал, что нужно смотреть в глубь религии, а не на внешность, что обряды —
пустая формальность, что все религии мира — в сущности одинаковы, что религ.
предписания обязательны только для грубой черни, а не для того, кто знает их мистич.
смысл; тут же прозелиту внушалось, что философия выше религии. Посвященные до
конца делались вольнодумцами и исповедовали идеи, близкие к Пифагоровым,
Аристотелевым и Платоновым, или идеи магизма, манихейства, бардесанизма.
Впрочем, Каддах и его преемники вполне посвящали в тайны секты лишь немногих:
главную массу составляли адепты первых стадий, которых Каддах называл ослами.
Даже не каждый даы знал о конечных доктринах секты и, распространяя учение
известной степени, не подозревал, что доктрина еще не исчерпана. В силу своей
крепкой организации исмаилизм медленно, но прочно опутывал невидимой цепью
весь халифат, втягивая в себя парсов, мохаммедан, иудеев, христиан и др.
Когда Абдаллах (живший в сирийском городе Селамии) умер, верховным даы
(гроссмейстером) сделался его сын Ахмед, избравший резиденцией ту же Селамию.
При нем секта приобрела огромное политическое значение. Один из его даыев,
посланный в Ирак (887),обратил в исмаилизм некоего Кармата, и тот образовал
особую группу И. — карматов. В 890 г. карматы овладели областью Севад, а
вскоре и Бахрейном, и стали грозой соседей; высланные против них войска
халифа были разбиты (900). Затем даыи проникли в Африку, возвещая скорое
пришествие "махди"; они подняли берберское племя кетамов (около нын.
Константины) против династии Аглабидов и свергли ее. В качестве махди явился
к берберам (902) из Селамии тогдашний гроссмейстер И., Абу-Сеид, который
принадлежал к роду Каддаха, но выдавал себя за потомка Алия и принял имя Обейдаллаха.
Провозглашенный (909) халифом, он начал собой знаменитую династию Фатымидов (Фатыма
— дочь пророка, жена Алия). В руки Фатымидов затем попал Египет. О дальнейшей
истории И. см. Карматы, Фатымиды, Друзы, Ассасины, Носейриты.
Литература. Новейри и Макризи (фр. перев. С. de Саси в I т.) "Exposé
de la rel. des Druzes" (Пар., 1838); статья
Дози в его "Essai sur l'hist. de l'isl." (Лейд., 1879; русск. перевод этой статьи
у Уманца, в "Очерке развития
религ. мысли", полон грубых
ошибок); Гюйяр (Guyard), "Un
grand maître des Assassins" ("Journ. Asiat.",
1877 и отд.).
|