Исландская литература
— золотой век ее продолжался до завоевания ее Норвегией
(1264). Норвежский монах Теодерих (XII в.) называет исландцев самым искусным
из северных народов в поэзии и историографии; в XIII в. Саксон Грамматик в
предисловии к своей истории изумляется научным стремлениям исландцев и
говорит, что большей частью своих сведений он обязан их историческим
сокровищницам.
Поэзия. Первые произведения Исландской поэзии —
многочисленные народные песни, возникшие на материке и 3 островах, но
окончательный вид принявшие в Исландии. Главные из них: Вёлуспа — поэтический
рассказ космогонического характера, где говорится о жизни богов до первой
несправедливости, о победе неправды над правдой и, наконец, о будущей гибели
богов, после чего справедливость одержит верх над силой и хитростью; Вафт'руд'нисмаль
— разговор между Одином Фриггом и исполином Вафт'руд'ниром, представляющий из
себя ряд замысловатых вопросов и ответов о конях дня и ночи, о реке,
отделяющей богов от людей, и т. п.; Хамарсхеймт — рассказ о том, как Тора
вместо Фрейи просватали за исполина, несколько песен о Хельги (три различн.
цикла), в которых рассказывается как Хельги был любим Валькирией, верной ему
как при жизни, так и после смерти; песни о Сигрфрифе, Гут'руне и др.,
рассказывающие то же, что известно из мифа Нибелунгов, и др. Эти песни
относятся к IX и Х векам; позже возникло несколько саг, место действия
которых — Гренландия, древняя колония исландцев. Народная поэзия ок. XI в.
сменилась поэзией скальдов (поэтов). Первые Исландские поэты представляли
большое сходство с позднейшими трубадурами; сохранилось множество преданий о
богатой приключениями жизни их. Таковы были: Эгиль, враг Эйрика Кровавой
Секиры и друг английского короля Этельстана; Кормак, воин храбрый и смелый; Эйвинд,
певец Гакона, называемый грабителем скальдов, так как в своей погребальной
песне об этом короле он переделал более старую песню об Эйрике; Гунлауг,
певший при дворе Этельреда и павший от рук барда Храфна; Хальфред, певец Олафа
Тригвасона; Сигват, близкий к Олафу Святому, самый плодовитый из своих товарищей,
и др. Из тех скальдов, деятельность которых ограничивалась пределами
Исландии, известны Гретти, Бьорн и два образцовых писателя — Эйнар Скуласон и
Марк Законодатель (Lagmann). С ХII в. начинается классическая эпоха И.
литературы, лучшие представители которой принадлежат к великой семье Стурлунгов:
Снорри и его два племянника, Стурла и Олаф, "белый поэт".
"Эдда" (см.) Снорри может считаться сборником лучших образцов
скандинавской поэзии. Последняя часть ее, Хаттаталь — трактат о метрике —
была написана около 1222 г. Вторая часть — Скальдскапармаль, указатель
синонимов и эпитетов — составлена около 1230 г. Первая часть - очерк
скандинавской мифологии, Гильфа-гиннинг — по всей вероятности была прибавлена
позже. Кроме Эдды, массу подлинных стихов древних поэтов содержат и
жизнеописания конунгов, Снорри; много их и в исторических сагах (сага Ниаля,
сага Эгиля, Гуннгауга, Эрика Рыжего и др.). С XIV века начинают проникать в
Исландию формы и сюжеты средневековой искусственной поэзии, баллады (danz,
потом forn Kvaedi), романы цикла каролингского и Круглого Стола, перехожие
сказания вроде Варлаама и Иоасафа, Флор и Бланшфлор и др. В то же время
появляется и духовная поэзия. Выдающиеся произведения этой эпохи, в общем
очень бессодержательной: "Olafsrima" Эйнара Гильссона (1350) и
сатирические "Skidarima" (1430) Эйнара Фостри. Стихотворения на
духовные темы, называвш. Diktur, сохранились в большом количестве; это,
главным образом, жития святых. Лучшие из них — "Lilia" монаха Эйстейна
Асгримсона (1350), "Liomr" (Свет) и "Pislargrátr"
(Слезы Страстей Господних) последнего католич. епископа в Холаре, Джона Арасона
(1530). Реформация оказала сильное влияние на И. литературу. Цвет исландской
поэзии — "Гимны Страстей Господних" Хальгрима Петерсена — наиболее
популярное произведение этой эпохи; они изданы в 1666 году. Еще раньше (1619)
издана была книга протестантских гимнов, большей частью переведенных с немецкого.
Наиболее известные позднейшие поэты — Стефен Слепой, T'орлак Гидбрандсон,
автор "Ulfar-Rimur" († 1707), Иоанн Магнуссон, написавший
дидактическую поэму "Hristafla"; Стефан Олафссон, написавший ряд
переложений псалмов († 1688 г.); Гуннар Пальсон, автор "Gunnarslag",
часто издававшегося вместе с "Эддой" (ок. 1791 г.); путешественник,
натуралист и патриот Эггерт Олафссон, безвременная смерть которого в 1768 г.
была большой потерей для страны. Его "Bunadar-balkr" — нечто вроде Георгик
- пользовались большим почетом. То же можно сказать о наивно-остроумных
песнях Павла Видалина. Многие из лучших произведений Сигурда из Широкого
Фиорда и Ионы Бьярниссона написаны в Гренландии. Иоанн Т'орлакссон перевел
"Потерянный Рай" Мильтона стихами "Эдды", равно как и
"Essay on Man" Попа и "Мессиаду" Клопштока; Бенедикт Грёндаль
пытался перевести Гомера ("Ilion's Kvaedi", 1825). Существует
точный и в то же время поэтический перевод Одиссеи на И. язык Свейнбьорна Эгильсона.
Масса стихотворений новых поэтов, пользующихся большим почетом среди
исландцев, для иностранца представляют мало интереса: это большей частью
стихотворения на разные случаи, панегирики, сатиры, стихотворные приветствия,
некрологи в стихах. Эпическая поэзия занята переделками старых саг.
Проза. Здесь мы прежде всего встречаемся с громадным
количеством саг (Sögur), мифических, полуисторических и исторических:
они стали записываться в мирные годы, последовавшие за переменой веры (1002),
когда дела героев прошлого еще хранились в народной памяти. Предварительно
они путем устной передачи успели приобрести известную стереотипную форму,
которая сделалась обязательной и для позднейших авторов. В собирании саг
можно различить несколько периодов: с 1140 г. по 1220 г. они записывались
отдельно, главным образом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали
издаваться для читающего общества, соединяться (1220-1260), переделываться и
расширяться в объеме (1260-1300) и, наконец, собираться в большие рукописные
сборники (XIV в.). К мифическим сагам принадлежит большое количество тех, в
которых сказания о богах являются переделанными в рассказы о героях давней
поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" — сага, представляющая много
общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка — отражение в народной
памяти великого переселения народов; саги о первых конунгах Дании и Швеции,
знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др. Полуисторические саги напоминают
романы, но рассказывают истинные события, обыкновенно маловажные; особенно
часто излагают они жизнь известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля,
Кормака и др.). Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после
изобретения (вернее — усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и.
Благодаря этому алфавиту развилась и И. историческая сага — лучшее, что
представляет И. проза. Первый И. историк, по свидетельству Снорри Стурлесона,
— один из изобретателей латинско-И. алфавита, свящ. Арихинн Фрод'и Т'оргильссон
(ум. 1148), "Islendingabok" которого в кратком хронологическом
очерке знакомит с важнейшими эпохами в истории Исландии. Он составил, кроме
того, книгу скандинавских конунгов ("Konungabok") от Инглингов до Гаральда
Сигурдссона. Второй И. историк — Сэмундр хин Фрод'и Сигфуссон († 1133), много
путешествовавший, посетивший и Рим, и Францию; ему приписывается "Книга
конунгов" от Гаральда Прекрасноволосого до Магнуса Доброго. Менее
схематического содержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра Оддсона (ок.
1150 г.), из которой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное
житие Олафа (Olafs saga hins helga) и Моркинскинна, рассказывающая о королях
Норвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в. В это же
время два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр († 1200) и Гуннлауг († 1219),
написали на латинском языке каждый по биографии короля Олафа Триггвасона. В
этом же монастыре был аббатом Карл Ионсон, написавший (ок. 1184 г.)
жизнеописание Сверри, со слов самого короля. К началу ХIII в. относятся
"Фагрскинна" — рассказ о норвежских королях, "Оркейинга
сага", рассказывающая историю оркнейских ярлов до 1222 г., "Иомсвикинга
сага" — о морских разбойниках Иомсборга на Балтийском море, и другие,
которыми воспользовался величайший из И. историков — Снорри Стурлусон, сын Стурлы
Т'ордарсона (род. 1178 г., убит 1241 г.), автор "Хеймскринглы" (см.
Геймскригла), в которой изложена история норвежских королей, начиная с отца
богов Одина до Магнуса Эрлингссона. После Снорри племянники его были носителями
И. историографии. Первый из них, Олафр Т'ордарсон Хвитаскальд, считается
составителем саги о датских королях ("Knyttlinga— Saga"). Второй, Стурла
Т'ордарсон хин Фрод'и (1214-1284), по поручению короля Магнуса Лагабэтира
написал историю отца его, Гакона Гаконарсона. О следующих королях норвежских
уже нет саг, кроме двух небольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis",
составителем которой также был Стурла. Стурле принадлежит и большая часть
истории могущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или
"Islendinga Saga hin mikla"). С этой сагой родственна "Книга о
поселениях" (Landnamabok), где говорится об открытии о-ва, о первых
поселениях на нем, даются генеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и
более 1500 поселений. Последний крупный историографический труд — сага об Олафе
Тригвассоне ("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330 г.) —
переработка, с массой дополнений, труда монаха Гуннлауга. Шведской историей
исландцы мало занимались; стоит лишь упомянуть малоисторическую сагу об Ингваре
("Saga Ingvars hins Vidhförla"). После Стурлы Т'ордарсона
встречаются лишь переработки существующих уже саг. Падение историографии
делается особенно заметным в предпочтении романтических авантюр и
неправдоподобных легенд. Причиной этого упадка была не столько черная смерть,
опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг., сколько потеря свободы и пристрастие к
произведениям средневековой романтики (рыцарские саги — "Riddara Sögur",
— переведенные в XIV в. по приказанию норвежских королей), начавшим наводнять
о-в с XIII в. Из прочих прозаических произведений классического периода И.
литературы важны книги законов, потребность в которых возникла здесь уже в
первую пору поселений, так как аристократическое законодательство Норвегии
оказалось на о-ве мало применимым. Еще к концу Х в. относятся так назыв.
законы Ульфлиота (см. история И.). Церковное право было приведено в систему
епископами Кетилом и Т'орлаком в 1223 г.; в 1275 г. его переработал епископ Арни
Т'орлаксон. Сильно видоизмененные законы Ульфлиота были записаны лагманом Бергт'ором
Храфнссоном в 1117-1118 г. Преемник его Гудмунд Т'оргейрссон (1123-35) снова
их переработал и дополнил их; уложение это действовало на о-ве до потери им
самостоятельности и потом получило наименование Grágás (см. Грагас).
Когда Исландия подчинилась Норвегии, король Гакон поручил Т'орварду Т'орарссону
и Стурле Т'одарссону составить новое уложение, вступившее в силу лишь после
смерти Гакона и, кроме официального названия Hàkonarbók (cм. Гаконарбок),
за строгость свою именовавшееся и "Járnsidha"
(Железнобокий). Преемник Гакона, Магнус, поручил лагману Иону Эйнарссону
выработать новое уложение, более мягкое, которое при Эрихе, сыне Магнуса,
было переслано на о-в и здесь в общих чертах продержалось до XIX в. По
составителю своему оно называется Jónsbók. Другие науки в
старинной И. литературе не представлены ничем замечательным. Известны 2
сборника "Rimbeigla", со сведениями по географии, астрономии,
геометрии, и Konungsskuggsjá (Королевское зерцало), с физическими и
географическими сведениями и правилами придворного поведения; существует
также пересказ книг Ветхого Завета под заглавием: Stjorn. Начиная с XIV в.,
сага сменяется летописями. Лучшие из них: "Annales Regii" (до
1306), "Летопись Лагмана" (Эйнара Хафлидасона, до 1392) и
"Новая летопись". Дополнением скудных летописных данных является
сборник документов, составленный Ионом Сигурдссоном (Diplomatarium). В послеклассической
И. литературе первым выдающимся трудом является перевод Нового Завета Одда Готтскалькссона,
напечатанный в 1540 г. в Роскильде, в Дании. Одд перевел еще псалмы и
несколько богословских сочинений. В 1559 г. в Исландии появилась первая
типография. Полная библия на Исландском языке отпечатана была в 1584 г.
епископом Гудбрандом в Холаре. Этот прекрасный перевод в 1826 г. был заменен
плохим новым. Лучший богословский труд в Исландской литературе —
"Сборник проповедей" епископа Иоанна Видалина (1666-1720).
Возрождение И. науки начинается с XVII в., когда появилась школа антиквариев,
старавшаяся извлечь из мрака историю своего острова. Епископ Одд († 1630)
собрал много данных для церковной истории; еп. T'орлак († 1656) спас сагу о Стурлунгах
от уничтожения и поддерживал исследователя Бьорна († 1655), продолжателя
летописи Эйнара, в его розысках. Епископ Бриньульф († 1675) собрал множество
рукописей и давал работу переписчику Иоанну Эрлендссону, которому, как и
брату епископа Иоанну Гид'урарссону († 1648), наука обязана копиями многих
погибших рукописей. Торфеус (1636-1719) и датчанин Бартолин († 1690) вызвали
не прекращавшийся уже с тех пор в Европе интерес к скандинавской старине.
Вскоре после них Арни Магнуссон († 1730) перенес все оставшиеся пергаментные
и хорошие бумажные рукописи из Исландии в Данию. Более 40 лет положил он на
эти розыски, чтобы спасти манускрипты от гибельного климата и небрежности;
когда он умер, на острове оставалась лишь одна хорошая рукопись. Кроме его
великолепной коллекции, немного рукописей, весьма ценных, находятся в Упсале,
в Стокгольме и в старой королевской библиотеке в Копенгагене. В XVII в. саги
стали печататься в Упсале и Копенгагене; фонд имени Арни Магнуссона стал
действовать с 1772 г. В этом году появилась и I часть церковной истории
Исландии епископа Финна Иогансона ("Historia Ecclesiastica Finni Johannaei"),
ценный и ученый труд, обнимающий не только церковную, но и гражданскую
историю и историю литературы, с 870 по 1740 г. Его продолжил епископ Петерсон
до 1840 г. То, что позже дала наука, рассеяно в повременных издан.: "Safn",
"Felagsrit", "Ny Felagsrit" и др. Несмотря на некоторую
устарелость, ценно и сочин. Иоанна Эсполина "Arbaekr" (Копенг.,
1821-1855). Для истории классической И. литературы хорошее пособие д-ра Vigfusson'a,
"Prolegomena to Sturlunga Saga" (Оксфорд, 1879), устраняющее
совершенно "Sciagraphia" Хальфдана Эйнарсона (1777) и "Saga-Bibliothek"
Müller'a. Много сделали и И. общества, датское Société des
Antiquités, Nordiske Literatur Samfund, Gammel Nordisk Literatur Samfund,
роскошные норвежские издания Унгера, работы исландцев Сигурдссона и Гисласона,
скандинавских и немецких ученых Munch'a, Bugge, Bergmann'a, Möbius'a, Maurer'a
и мн. др. Первое подробное географическое сочинение об о-ве — "Itеr реr patriam"
Эггерта Олафсона и Бьярни Паульсона, 1772 г.; из многочисленных
путешественников лучшие описания оставили Gaimard (1838-43), Paijkull (1867)
и Burton (1875). По исторической географии есть хороший местный труд Kålund'a.
По собиранию этнографического материала в XVII в. трудились Ион Гудмундссон, Олаф
Старый и Иоанн Олассон; в 1862-64 г. прекрасный сборник составлен Ионом Арнасоном,
следовавшим примеру бр. Гримм. Для библиографии И. литературы важен "Саtalogus"
Möbius'a. Общие обзоры И. литературы у E. Roselet, "Isländische
Literatur" (Ersch-Gruber, II, 31, 1855); Jon Borgfirdingur, "Rithöfundatal
1400-1882" (Рейкьявик, 1884). Jonas Jonasson, "Yfirlit yfir bokmentir
Islendinga á 19 öld" (в "Timarit hins islenzka bókmentafèlags",
1881); Jon Thorkelsson, "Om digtningen på Island i det XV og XVI århundrede"
(Копенг., 1888); F. Jonson, "Agrip af Bókwannta sögu Islands"
(Рейкьявик, 1891-92); Э. Диллена, обзор скандинавской литературы во
"Всеобщ. литературе" Корша-Кирпичникова; Горн, "История
скандинавских литератур" (1894).
|