Иннокентий, римские папы
— имя 13 пап. И. I (402-417) — родом из Альбано, впервые
решительно формулировал основания первенства Римской церкви над другими,
заявив, что власть папы основана не на важности г. Рима, а на авторитете ап.
Петра. Добился от имп. Гонория суровых законов против донатистов, подтвердил
соборные постановления против пелагиан и принимал деятельное участие в судьбе
изгнанного Иоанна Златоуста.
Иннокентий II (1130-43) — родом из Рима, был избран
немногими кардиналами раньше смерти своего предшественника, что произвело
раскол. Значительная часть римского населения, недовольная выбором, примкнула
к антипапе Анаклету II, которого поддерживал Рожер Сицилийский, и И. был
принужден удалиться во Францию, где благодаря влиянию Бернарда Клервоского
получил признание от всей Европы. Император Лотарь III, чтобы добиться
коронования, помог И. вернуться в Рим, но после его удаления папа снова бежал
из своей столицы. Вторичный поход Лотаря мало помог И., который был признан в
Риме только после смерти Анаклета и добровольного отречения его преемника,
Виктора IV. Конец жизни И. провел в борьбе с Рожером. Умер во время восстания
против него римлян.
Иннокентий. III (1198-1216) — один из замечательнейших
пап. Сын гр. Сеньи, И. родился в Ананьи, получил юридич. образование в
Болонье и богословское в Париже, затем был кардинал-диаконом и сделался папой
на 37 г. жизни. Его правление представляет непрерывный ряд успехов папской
власти, которая при нем достигла своего апогея в теории и на практике. Не
довольствуясь титулом викария ап. Петра, И. называл себя наместником Христа и
ввел в каноническое право учение о превосходстве папской власти над светской,
о праве папы распоряжаться коронами государей и неограниченно вмешиваться в
светские дела. Идеал И. — всемирная теократия папы. Императорский префект в
Риме стал вассалом папы; право народа избирать сенаторов сделалось папской
привилегией; возбуждая и поддерживая национальную вражду итальянцев против
немцев, Иннокентий выгнал императорских наместников из городов Церковной
Области и заменил их своими. Проводя свои теократические стремления за
Альпами, он не всегда был разборчив в средствах. В Германии он беззастенчиво
разжигал спор за императорскую корону между Филиппом Гогенштауфеном и Оттоном
IV Брауншвейгским. Поддерживая вопреки справедливости Оттона, он вступил в
переговоры с его более сильным противником, а когда Филипп был убит, И. снова
перешел на сторону Оттона, которого потом отлучил от церкви за недостаточную
покорность, и короновал Фридриха II, хотя ранее отвергал его права на
императорскую корону. Успешнее и нравственно чище была борьба И. с Филиппом
II Августом Французским, который, женившись на дат. принцессе Ингебурге,
скоро удалил ее и вступил в брак с Агнесой Меранской. Папа вступился за
невинную королеву и посредством интердикта принудил франц. короля разлучиться
со второй женой и вернуть все права первой. Кратковременного, но блестящего
успеха добился И. в борьбе с Иоанном Безземельным Английским. Папа не признал
назначенного королем архиеп. Кентерберийского и поставил на его место
кардинала Лангтона, а когда король не подчинился папскому решению, И. отлучил
его от церкви, лишил престола и отдал Филиппу II английскую корону, для
приобретения которой объявил крестовый поход. Иоанн смирился и признал себя
вассалом папы, что вызвало восстание духовных и светских феодалов и Великую
хартию вольностей. Между второстепенными государями И. пользовался огромным
авторитетом: датский король признал его первенство над светскими государями, Болеслав
Польский сделал его блюстителем своего престола, Петр II Арагонский, приняв в
Риме из рук папы наследственную корону, объявил свое государство вассальным
владением св. престола; герц. богемский и Калоиоанн Болгарский от И. получили
свои короны, причем последний поставил в зависимость от папы местную церковь.
Вообще на Востоке И. открывались широкие горизонты: в 1204 г. на месте
Византии образовалась католическая Латинская империя, и есть известие, что
царь армянский хотел поставить свою церковь под власть папы. Чисто церковная
сторона папства при И. сделала важные шаги в своем развитии. Ересь
альбигойцев, самое значительное проявление средневековой религиозной
оппозиции папству, была подавлена с беспощадной жестокостью крестовым
походом, снаряженным И. На Латеранском соборе 1215 г. было окончательно
установлено католическое учение о пресуществлении и обязательная ежегодная
устная исповедь, а также запрещено светским людям причащение Св. Кровью и
чтение Библии. И. разрешил монашеские ордена францисканцев и доминиканцев и
запретил учреждение новых. Из его сочинений, кроме нескольких тысяч писем,
особенно замечательно "De contemptu mundi seu de miseria humana".Cp.
Hurter, "Geschichte I. III und seiner Zeitgenossen" (Гамбург,
1834-42); Gasparin, "Innocent III" (П., 1873); Герье, "Папа И.
III" ("Вест. Европы", 1892, № 1 и 2).
Иннокентий III - антипапа (1178) при Александре III, из
римской фамилии Франжинани; скоро попал в руки своего противника и кончил
жизнь заключенным в монастыре.
Иннокентий IV (1243-1254) — родом из Генуи, до коронования
— кардинал Синибальдо Фиески. Почти все его правление прошло в ожесточенной
борьбе с Гогенштауфенами, причем И. обнаружил неумолимую злобу и крайнюю
неразборчивость в выборе средств для победы над противником. Он вероломно
нарушал трактаты и грабил церковь, не щадя денег на подкуп друзей Фридриха
II. Стесненный императором И. удалился во Францию и на соборе в Лионе
торжественно повторил отлучение от церкви Фридриха и объявил его лишенным
короны. Несмотря на посредничество Людовика IX, папа отказался от примирения
и выставил против Фридриха последовательно двух антиимператоров: Генриха Тюрингенского
и Вильгельма Голландского. Неожиданную кончину Фридриха II И. приветствовал
восклицанием: "да возрадуются небеса и пусть трепещет от восторга
вселенная!". Вернувшись в Рим, он умер среди борьбы с Конрадом IV и
Манфредом. И. безуспешно пытался на церковном соборе присоединить к Риму
восточную церковь, позволил словакам богослужение на национальном языке,
учредил 4 епископства во вновь крещенной Пруссии, уступил немецкому ордену
две трети завоеванных им земель, отнял у шведского короля право назначать
епископов и дал красные шляпы кардиналам. И. считался знатоком канонического
права (canonistarum splendor et juris pater) и написал комментарий к
декреталиям, собранным Григорием IX.
Иннокентий V (с января по июнь 1276 г., Пьер де Шампаньи
или де Тарантэз, родом из Савойи) — доминиканец, проф. богословия в Сорбонне,
епископ в Лионе и кардинал-епископ Остии. И. безуспешно старался примирить
враждующие города в Италии, соединить западную и восточную церкви и снарядить
крестовый поход. Кроме нескольких толкований на Свящ. Писание, он написал
"Commentarius super IV libros sententiarum" (Тулуза, 1652).
Иннокентий VI (1352-1362, Этьен Aubert из Бриссака) —
юрист, сначала профессор гражданского права и главный судья в Тулузе, потом
епископ в Нойоне. И. — лучший папа Авиньонского периода. Держась
церковно-монашеского направления прежних времен, он старался обуздать
кардиналов и реформировать распущенную курию. Сделавшись папой, он прежде
всего отменил постановление избравшего его конклава, по которому будущий папа
должен был уступить половину своих доходов кардиналам и не принимать никаких
мер без согласия 2/3 из них. Он боролся против продажности курии, назначил
жалованье папским судьям и сократил издержки своего двора; сжег на костре
двух миноритов, которые учили об абсолютной бедности Христа и апостолов и
восставали в силу этого против светской власти пап. Посланный И. кардинал Альборноц
с помощью наемных войск очистил значительную часть городов Папской Области от
тиранов и таким образом подготовил возвращение пап в Рим.
И. VII (1404-1406, Козимо Милиорати из Сульмоны) — при
выборе дал обязательство прекратить раскол, хотя бы для этого нужно было
отказаться от тиары. Но когда его авиньонский противник, Бенедикт XIII,
прибыл в Геную для переговоров, И. отказался от свидания с ним. Все время
правления И. прошло в борьбе с римским населением. И. не был лишен
образования и пытался, но без успеха, восстановить Римский университет.
И. VIII (1484-1492, Джованни Баттиста Чибо, из Генуи) —
один из наиболее характерных представителей папства в эпоху упадка. Обязанный
престолом интригам кардинала Борджиа, будущего папы Александра VI, И. ставил
главной задачей своей политики собирание денег, которые он издерживал на свое
незаконное потомство. Он вел борьбу с Фердинандом Неаполитанским за отказ
последнего от платы подати, проповедовал поход против турок и собирал деньги
для этой цели, а в то же время султан Баязет II платил ему значительную сумму
за содержание под охраной своего брата и соперника. И. продавал всевозможные
места и освобождал за деньги от наказания бандитов. Он не был лишен
благочестия, но оно отличалось суеверным характером: кроме денег, Баязет
заплатил ему за арест брата острием копья, которым якобы пронзили Христа.
Особой буллой были восстановлены законы против колдунов и ведьм, и для их
преследования в Германии было назначено двое специальных судей. И. боролся
также с гуситами и осудил, как ересь, 900 положений, извлеченных из сочинений
Пико делла Мирандола.
И. IX (с октября по декабрь 1591, Антонио Факинетти из
Болоньи) — юрист, раньше был епископом в Калабрии и присутствовал на Тридентском
соборе.
И. X (1644-1655, Джанбаттиста Памфили, родом из Рима) —
сделался папой 72 лет от роду и находился под неограниченным влиянием вдовы
своего брата Олимпии Малдакини, которую называли паписсой. Главная задача его
правления заключалась в добывании денег всевозможными средствами. Вымогательства
и подкупность папской курии достигли крайней степени. Огромный доход принес
"всемирный и величайший юбилей" 1650 г., на кот. папа приглашал
весь мир особой буллой, обещая отпущение грехов. Для обогащения казны была
введена папская монополия хлебной торговли, которая надолго загубила
земледелие в Церковной Области. Хлеб можно было продавать только в папскую
казну, которая перепродавала его хлебопекам на 1/3 дороже покупной цены и
мерой на 1/3 меньшей, чем покупная. В начале года определялось, сколько хлеба
должен купить каждый хлебопек; в конце года он мог возвращать избыток в
папскую казну по продажной цене, но мера, по которой принимали излишний хлеб,
была на 1/3 больше той, по которой отпускали. И. осудил 5 положений из
сочинений Корнелия Янсена и объявил недействительным Вестфальский мир, но
этот последний протест не имел никакого значения.
И. XI (1676-1689, Бенедетто Одескальки, из Колио) — ученик
иезуитской школы, позже изучал право и приобрел докторскую степень, был
солдатом во время 30-летней войны, наконец принял духовный сан и был папским протонотариусом
и в сане кардинала — легатом в Ферраре. Сделавшись папой 75 лет от роду, И. решительно
боролся против злоупотреблений курии и мужественно защищал свои права.
Благодаря строгой экономии он уничтожил хронические дефициты в папском
бюджете; принял ряд мер для поднятия церковных нравов и дисциплины. Враг
иезуитов, он издал две буллы, осуждавшие некоторые их учения и некоторые
приемы их деятельности, и не скрывал своего сочувствия к янсенистам. Отчасти
вследствие этого ему пришлось выдержать упорную борьбу с Людовиком XIV,
советником которого был иезуит Лашез. И. уничтожил право убежища (franchise),
которое предоставляли преступникам дома иностранных послов, так как это
стесняло власть папы и деятельность его полиции. Франция отказалась признать
это ограничение, вследствие чего папа отлучил от церкви ее посла, и Людовик
XIV уступил, хотя уже после смерти И. С большим упорством и с меньшим успехом
вел И. борьбу с Людовиком из-за так называемой регалии (la régale), в
силу которой французские короли пользовались доходами с вакантных епископств
до их замещения. В ответ на отрицание папой этого права Людовик созвал в 1681
году национальный собор, который не только решил вопрос в пользу короля, но и
признал в 4 положениях, что папа подчинен Вселенскому собору и что его
предписания в делах веры не обладают непогрешимостью (см. Галликанизм). Папа
осудил эти положения, и спор продолжался до его смерти. И. помогал деньгами
австрийцам в борьбе против турок, но холодно отнесся к просьбе Иакова II
помочь ему вернуть Англию к католицизму, так как понимал несбыточность этого
замысла. Иезуиты и после смерти И. старались очернить его память и в XVIII
веке помешали его канонизации.
И. XII (1691-1700, Антонио Pignatelli, из Неаполя) — раньше
епископ Фаэнцы, легат в Болонье и нунций в нескольких государствах.
Сделавшись папой 76 лет от роду, И. обнаружил большую энергию: для поднятия
церковной дисциплины он до мелочей регулировал поведение черного и белого
духовенства; для устранения папского непотизма, причинявшего большой вред
церкви, запретил на будущее время папам предоставлять своим родственникам
церковные должности, доходы и земли и взял клятвенное обещание со всех
кардиналов всегда исполнять это постановление, обязав их повторять присягу
при открытии каждого конклава. И. покончил спор о регалии (см. выше) с
Людовиком XIV, который, сохранив это право в старофранцузских областях,
отказался от него во вновь приобретенных провинциях. Выступив судьей в споре Боссюэта
с Фенелоном по поводу книг последнего "Explication des maximes des saintes
sur la vie intérieure", папа высказался против Фенелона.
И. XIII (1721-1724, Микель-Анджело Конти, род. в Риме в
1665 г). Как папа, И. был врагом иезуитов и, не решившись прямо уничтожить их
орден, запретил принимать в него новых членов. Ср. Max von Mayer, "Die Papstwahl
I. ХIII" (Вена, 1874).
|