Инки
(Inca) — название прежних государей Перу, управлявших
страной до испанского завоевания. Как предполагают, Инки были потомками
племени, некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде
деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной традиции,
первоначально в Перу существовал высокоцивилизованный народ; потом, более чем
за 500 лет до прихода испанцев, наступила эпоха варварства, в которой погибли
все следы прежней цивилизации. Из этого варварства извлекли население первые
Инки, воцарившиеся над перуанскими племенами кечуа и аимара. Когда их власть
окрепла, им подчинилась вся страна от нынешн. Пасто в Колумбии до р. Биобио в
пределах Чили. По словам одного из историков Перу, Гарсильяссо, Инки
стремились подчинить покоренные племена своим законам и обычаям, навязывали
им свой язык, свои праздники и обряды. В создавшемся таким образом однородном
государстве Верховный Инка был неограниченным повелителем, как представитель
высшего божества, воплощение бога солнца. Приказания Инки не терпели никаких
возражений и исполнялись немедленно, как бы они ни были жестоки. После смерти
Инки им воздавались божеские почести, тела их бальзамировали и сохраняли в
особых склепах в Куско, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов;
кроме того, изготовлялись каменные истуканы их (guaciquè), которым
воздавалось то же почтение, как и правящему И. Guaciquè сопровождали
войско во время походов; их несли в торжественных процессиях, когда народ
молился о прекращении засухи или дурной погоды. Есть сообщения о человеческих
жертвоприношениях при похоронах И., но известия эти не вполне правдоподобны,
так как, по другим современным известиям, жертвы были символические:
закапывались в землю чучела. Внешним знаком отличия И. была шерстяная
головная повязка с кистью над лбом. "Девы солнца", своеобразные
весталки древнего Перу, все из рода И., были не только невестами или женами
солнца, но и наложницами правящего И. В Перу сильно заботились о сохранении
чистоты крови этих монархов: И. мог иметь только одну законную жену, и
признавалось необходимым, чтобы она была родной его сестрой. Многочисленные
дети И. от "дев солнца" считались законными, но не могли
наследовать престола. Обыкновенно все списки И. начинаются с имени Манко Копак;
имена и порядок И. везде одинаковы. Строго историческими можно считать И.
лишь с Виракочи, жившего около 1380 г., т. е. за полтора века до прибытия
испанцев. После казни И. Атауальны в 1533 г. несколько И. еще удержало за
собой власть в недоступном горном убежище Анд, у истоков Амазонки. Последний
из них, Тупак Амару, царствовал лишь несколько месяцев и в 1571 г. был
обезглавлен в Куско.
Лучшие первоисточники для ознакомления с историей И.:
Педро де Сиеза (Cieza), в "Chronica del Peru", 2-я часть которой
озаглавлена: "Управление, великие дела, происхождение, политика,
постройки и дороги И." (Мадрид, 1880); Гарсильяссо, "Commentarios Reales
de los Incas" (Лиссабон, 1609, Кордова, 1616). Гарсильяссо — сын испанца
и Чимпа Оэльо, в крещении Изабеллы, внучки великого И. Тупак Юпанги; зная
прекрасно язык И., он для написания своей книги мог воспользоваться
перуанскими преданиями, собранными им в большом количестве. Много ценных
данных и у др. историков Нового Света, особен. da Zarate, Fr. Greg. Garcia, Herrera,
I. Acosta и Ulloa. Новейшая литература: ст. Маркгама в трудах "Hakluyt Society"
(1873 cл.); Bastian, "Kulturländer des alten Amerikas"
(1878-88); Brehm, "Das Inkareich" (1885); Brühl, "Die Kulturvölker
Altamerikas" (Цинциннати, 1875-88); Betanzos, "Suma у narracion de los
Incas" (1880); Дж. Фиске, "Открытие Америки" (M. 1892, II, 9,
10). См. также Перу, Пизарро.
|