Индийское оружие
— приготовление оружия хотя и не составляет собственно
искусства, но украшения на оружии находятся в связи с чеканным и резным
искусством и работами ниелло и инкрустации. За два столетия до Р. Х. с высот
Гималаев пришли первые кузнецы в Пенджаб, откуда железное дело и
распространилось в Сиам, Китай, Японию, Персию, Аравию и Финикию. Во времена
Александра Великого индийская сталь высоко ценилась и продавалась
неотделанной; она принимала необыкновенно тонкую политуру и называлась у
древних "ferrum candidum". И. оружие вывозилось в большом
количестве в Европу отчасти через Адол (Аден), отчасти через Дамаск. Уже
Аристотель упоминает об изготовлении в Индии дамасских клинков, сделанных из
булата (см.). Но окончательно сложилось и развилось Индийское оружейное
искусство уже в начале христианской эры, образовав сразу несколько местных
ветвей. По своему разнообразию и художественному достоинству вооружение И.
составляет важный отдел восточного искусства. Вооружение и оружие в Индии
выработалось в техническом и орнаментальном отношении в период царства
Великого Могола. Со времен Бабера в Индию привлекались лучшие мастера;
искусство выделки и украшения достигло высшего совершенства в XII в., в конце
которого — в правление Акбара — был устроен арсенал, достаточный для
вооружения целой армии, описание которого сообщает туземные имена всех видов
оружия. В XV и XVI ст. Индия занимает первое место по ковке и отделке оружия;
до сих пор еще у индийцев чеканка является наиболее развитым металлическим
производством и употребляется там, где для европейского искусства возможна
лишь отливка. В Пенджабе, Лагоре, Шахпуре и Кашмире делают великолепно
орнаментированное оружие. По характеру искусства Индию делят на северную и
южную; в последней господство туранского элемента, в северной — арийского,
или общего с Персией, или принесенного в Индию царством Могола. Наиболее
чистый стиль орнаментовки геометрической и растительной господствует в сев.-зап.
провинциях — Кашмире и Пенджабе; ветви этого арийского стиля простираются в Синд,
Раджпутану, Центральную Индию и Декан. Наиболее распространенное украшение —
местная флора и птицы; реже рельефные фигуры богов, охоты на тигров, слонов и
т. п. Оружие сев.-зап. Индии сохранилось наиболее от эпохи Великого Могола.
Дели была резиденция царства и большая мастерская оружия. Военный строй
страны сложился в полурелигиозной, полудружинной организации сикхов Пенджаба.
Из предметов их оружия особенного внимания заслуживают: 1) куйтсы — круглые и
серпообразные ножи, поражающие на полете и носимые в конических войлочных
тюрбанах, иногда по десятку, вместе с тигровыми когтями, небольшими ножами и
проч., и 2) мару — пара рогов антилопы со стальными остриями, связанных
вертикально концами — в пункте соединения — с кинжалом и маленьким щитом для
прикрытия руки. Все оружие И. можно разбить на восемь групп: I. Туземное
оружие Центральной И., Гималаев и рассеянных на Андаманских о-вах дравидийских
племен: бумеранги и палицы, луки, топоры, копья и секиры (последние крайне
разнообразны). II и III. Южн. Индия: жезлы, палицы, бумеранги (даже из
слоновой кости), катари (копья), луки, кинжалы (кунары), ножи, мечи, рапиры и
щиты (dhal). IV. Горцы Ассама, Бирмании и Тибета. V. Сиам. VI. Малайский
полуостров и И. архипелаг: главный тип — крис, кинжал с пламенеобразным
лезвием; исключительно колющее оружие; крисов более 50 видов или имен. VII.
Непал — единственная часть С. Индии, куда не проникло магометанство.
Национальное оружие: кукри - кривой нож, для просекания пути в джунглях; кора
— широкий нож; кутар или джамдар-куттар — кинжал с двойным клинком; анкус —
стрекало для слона и каргас — нож для жертвоприношений. VIII. Раджпутана.
Оружие крайне разнообразно: ханда - национальный меч с латной рукавицей; кунда
— сабля древнейшего типа, с оправой, украшенной бархатом; тальвар — прямая сабля;
пюлуар — кривая; табар — топор и проч. Оружие этой группы представляет
наибольшее разнообразие из всего И. искусства. Великолепны кольчатые доспехи
(см. табл. к ст. Доспех).
|