Индийское искусство
— основные черты индийск. народного характера — нежность
чувства и пылкость фантазии, обусловливаемые столько же особенностью расы,
сколько и разнообразием и роскошью природы Индии, ярким образом выразились в
произведениях Индийского искусства, которое, однако, при всем богатстве своих
форм и причудливости их сочетаний не достигло до гармоничного их развития.
Общие типы памятников этого искусства, в особенности построек, рассеянных во
множестве по обширному полуострову, находятся в зависимости от двух главных
распространенных на нем религий — от фантастически многобожного браманизма и
от гуманно-философского буддизма. Последний в 250 г. до Р. Х., при царе Асоке,
сделался господствующим верованием в Индии и достиг в ней столь
преобладающего влияния, что брамины во внешних формах своего культа, а
следовательно, и в искусстве стали подражать ему до такой степени, что бывает
иногда очень трудно отличить браминские памятники от буддийских, хотя в
первых всегда заметна большая склонность к вычурностям. Древнейшими из
известных памятников Индийской архитектуры надо признать несколько монолитных
столбов, поставленных упомянутым царем в области Ганга в ознаменование
торжества буддизма, сделавшегося господствующей религией страны. Все они были
одинаковой формы, вышиной в 6 саж. 4 вершк., фуст их, утончающийся кверху,
имел 1 арш. 5 врш. у базы и 15 врш. у капители; на его шейке шел ассирийский
орнамент, состоящий из пальметок и цветков жимолости. Каждый столб был
увенчан львом, символом Будды, и имел на себе надпись, содержавшую перечень
главных догматов буддизма. Второй род И. архитектурных памятников — топы (по-санскритски
штупа). Они представляют простую форму опрокинутого полушария, лежащего на террасообразном
основании весьма различной величины и окруженного карнизом, а часто и кругом
стройных колонн. Внутри их устроена камера для хранения мощей и изваяний
Будды и его учеников. Сооружения подобного рода воздвигались королем Асокой и
его преемниками в громадном количестве, и из них самые замечательные: Руанвелийская
топа на о-ве Цейлоне, высящаяся на гранитной террасе в 75 саж. длины и 30
саж. вышины, и Сангийская, которая поднимается ступенями на вышину 8 саж. и
окружена балюстрадой с колоннами вроде описанных выше столбов и воротами,
образуемыми парой толстых стоек с барельефами и с капителями в виде головы
слона, покрытых тремя поперечными, лежащими одна над другой перекладинами.
Особый разряд И. религиозных сооружений составляют вигары — вырубленные в
скале пещеры, служившие кельями для буддийских отшельников. Среднее, самое
просторное помещение среди этих келий имело значение храма и хранилища для
изображения Будды. К такого же рода сооружениям относятся Шайтии — пещерные
храмы. Внутренность их обыкновенно имеет форму продолговатого прямоугольника.
Двойной ряд столбов, расположенных по длине и соединенных архитравами,
разделяет их на три нефа, из которых средний в своей глубине образует
святилище (дагопу) с колоссальным изображением Будды. Самое значительное из
подобных углублений находится между Бомбеем и Пуной и известно под названием Карлийского
храма. Столбы, делящие его на три части, имеют высокую базу, восьмигранный
стержень и богато украшенную капитель с двумя слонами, несущими на себе
человеческие фигуры. Над столбами высится потолок, имеющий вид
полуциркульного свода с поперечными сводами, указывающими на заимствование
этой формы от деревянной конструкции. Со стороны входа находился род паперти
с тремя дверями и одним большим отверстием над ними в виде подковы, во всю
ширину среднего нефа; но это отверстие было снаружи заграждено родом
иконостаса на четырех столбах с гладким антаблементом, под которым проделано
пять прямолинейных отверстий. Спереди, по сторонам входа, стояли, кроме того,
два столба с четырьмя львами на их вершине. Другие замечательные памятники
этого рода находятся на о-вах Элефанте и Сальсетте и особенно в большем числе
близ Эллоры, где самым великолепным следует признать так наз. Каласа. Кроме
множества разбросанных сооружений указанного буддийского типа — последователи
браминов воздвигали великолепные храмы на открытом воздухе. Эти архитектурные
памятники, известные под названием пагод (по-индусски — вимана), относятся к
более позднему времени, а именно к эпохе средних веков. Они представляют
собой группы построек с одним или несколькими дворами, окруженные оградой,
нередко снабженной башнями. Во дворах, кроме главных и второстепенных храмов,
находятся часовни, бассейны для омовения, колоннады и большие залы для
помещения богомольцев. Господствующая форма в этих сооружениях — более или
менее высокая купольная или пирамидальная, особенно в порталах, вследствие
чего общее впечатление, производимое зданием, в высшей степени своеобразно и
фантастично. К наиболее интересным частям пагод принадлежат так называемые чультри
— большие залы, каменные крыши которых покоятся на нескольких рядах гранитных
колонн, делящих чультри на несколько нефов. Как на значительнейшие и
богатейшие пагоды можно указать на Тилувалорскую, длиной в 135 саж. и шир.
100 саж., с тремя оградами и большим чультри, содержащим в себе более 650
колонн, Чиламбрумскую, близ Пондишери, Мадурскую на Карамандельском берегу,
главная пирамида которой, выш. в 23 саж., образует 12 этажей и покрыта
драгоценной скульптурной работой, и на Чагонатскую, построенную в 1198 г.
после Р. Х. К последним по времени постройкам этого рода относится
воздвигнутая в 1623 г. по Р. Х. гигантская Мадурская чультри, столбы и
карнизы которой украшены столь фантастическими и разнообразными изваяниями,
что при виде ее невозможно разобраться в ее деталях и выносится впечатление
крайней спутанности. Подобно архитектуре индусов, и скульптура их,
посвященная, по большей части, изображению богов, отличается необычайной
причудливостью и вычурностью. Ее фантастичность — прямое следствие понятия
индусов о божестве, которое по смутности их представлений о нем не поддается
более или менее реалистическому олицетворению, а изображается символически,
напр. со множеством голов, рук и ног или с головой и туловищем какого-либо
животного. Такие изображения, находящиеся большей частью на фасадах и внутри
индусских храмов, свидетельствуют о некоторой последовательности в развитии
стиля от строгой рутины к полному произволу и даже преувеличению, но имеют
один общий характер ничем не стесняющейся фантастичности и отсутствия всякого
стремления к соблюдению законов соразмерности. Многофигурные изваяния,
каковы, напр., рельефы Сангийской топы (военные сцены) и Бамалайпуры
(исторические барельефы), отличаются сложностью и запутанностью драматических
положений; в изображении же отдельных фигур, особенно женских, и групп в спокойном
положении выказывается мечтательная, наивная чувственность И. характера, а также
значительная мягкость линий и некоторая грация. Как на особенно разительные
примеры своеобразия И. скульптуры можно указать на богиню красоты в Бамгалурской
пагоде, рельеф с изображением Сивы и Парвати с о-ва Элефанты и рельеф из Эллоры
с шестируким Сивой, который, стоя в колеснице и напрягая лук, нападает на
враждебного ему демона. Произведения живописи индусов суть или стенные
изображения, встречаемые во многих пещерных храмах, исполненные ровными
тонами без теней и изображающие религиозные процессии и военные или
исторические сцены, или явившиеся только в позднейшее время миниатюры, напр.
56 картинок в Берлинской королевской библиотеке, в которой видна большая
наивность вместе с нежностью отделки, по крайней мере при изображении
действительной жизни и идиллических сюжетов. Langlois, "Monuments anciens
et modernes de l'Hindoustan" (1821); Jussen, "Antiquités de l'Inde"
(Бонн, 1844-1852); J. Fergusson, "Handbook of architecture" (1855)
и J. Fergusson and Burgess, "Cave temples of India" (1880).
|