Иконостас
(греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до
южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на
которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери
ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — "врата
царские" (см.); влево от них — северные врата или двери, вправо — южные
врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются
святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. Иконостас
бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на
царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве
архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат —
икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на
руках; на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда — пророки,
св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев.
ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен
храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в
Иконостасе помещаются; непосредственно над царскими вратами — икона тайной
вечери Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников —
событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду Иконостаса
ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или
архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном
Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы —
иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных
праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И.
увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не
всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был
господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до
одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.
Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения; в
первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины
церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в
алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто
устраиваются решетчатыми, а весь Иконостас редко доходит до потолка;
обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более
или менее открытое пространство.
|