Иисус
— имя нескольких библейско-исторических личностей, эллинизированное
из евр. Йегошуа, или Иешуа, в Ίησοΰς, что
значит спаситель. Из них в Ветхом Завете наиболее известны: 1) Иисус Навин,
преемник Моисея в деле управления народом еврейским. Он происходил из колена
Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса
в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и
введет в землю обетованную. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из
Египта, он своей храбростью избавил народ от нападения амаликитян (Исх., XVII
гл.), и затем в течение всего странствования был главным помощником Моисея,
пока к нему не перешла вся его власть. Вступив в Палестину, он в целом ряде
сражений победил ханаанских царьков, несмотря на то, что они выступали против
него иногда целыми коалициями. После покорения и раздела земля, он мирно
скончался и погребен на горе Ефремовой (кн. И. Навина, XIX, 49, 50; XXIV,
30). Его деятельность в качестве самостоятельного вождя подробно изложена в
принадлежащей ему "Книге Иисуса Навина". Она помещается вслед за
Пятикнижием Моисея, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его
продолжение, так что некоторые ученые критики (Дилльман и др.) прямо относят
его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют
"Шестикнижием". Книга эта составляет как бы сборник реляций с поля
битвы и изобилует рассказами которые ярко характеризуют военное право в
древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в
общем она носит на себе печать современности и исторической правды. Ср.
Лебедев, "Славянский перевод кн. И. Навина" (СПб., 1890). — 2) И.,
первосвященник иудейский. Родившись в плену вавилонском, он вырос в надежде
на возвращение народа в землю Обетованную, и когда действительно издан был
освободительный указ Кира (1 Ездр., I и II гл.), И., подобно своему древнему
соименнику, стал во главе народа и был первым его первосвященником до
возвращении из плена. Всю свою жизнь он посвятил на благоустроение
религиозной и гражданской жизни иудеев и особенно на возобновление храма. —
3) И., сын Сирахов. О нем известно только то, что он жил в Иерусалиме и
оставил, на еврейском языке, собрание мудрых житейских изречений, называемое
"Книга Премудрости И., сына Сирахова". Книга эта в подлиннике не
сохранилась, но имеется в греческом переводе, сделанном внуком автора,
который переселился в Египет в царствование Птолемея Эвергета (около 235 г.
до Р. Х. С греческого она переведена и в русской Библии. Хотя эта книга носит
несомненные следы греческого влияния, но она обнаруживает, вместе с тем,
близкое знакомство с законами Моисеевыми и с пророками, проникнута их духом и
старается внести этот дух во все отношения семейной и общественной жизни
народа. В русской Библии она помещается вслед за книгами Соломоновыми, с
которыми она стоит в ближайшем сродстве.
|