Екклесиаст
- название ветхозаветной библейской книги, которая в
русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии —
между "Плачем Иеремии" и книгой Есфирь. Название это есть греческий
перевод еврейского слова когелет (от кагал), что означает проповедника в
собрании; поэтому и в русской Библии книга называется Екклесиаст или
Проповедник. Книга эта, кроме подлинника, сохранилась во многих древних
переводах, свидетельствующих о ее популярности. Автором ее с глубокой
древности признается, как в еврейском, так и в христианском предании, царь
Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо,
символически принимающее на себя имя Екклесиаста, называет себя сыном Давидовым
и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода
прямо стоит: "книга Когелета, т. е. Соломона, сына Давидова, царя
Иерусалимского". Это древнее предание было поколеблено в XVII веке Гроцием,
который высказал сомнение в ее принадлежности Соломону. Сомнение было
подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских ученых,
которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и
касательно времени написания книги, расходясь между собой не менее как на
восемь столетий. Так, Нахтигалль относит ее ко времени между Соломоном и
Иеремией (975-588 гг. до Р. Х.), Шмидт и Ян — к 699-588 гг., Делич — к
464-332 гг., Гитциг — к 204 г., а Грец — к царствованию Ирода Великого.
Основанием для сомнений в подлинности книги Е. служат внешние и внутренние ее
признаки, будто бы не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются
иностранные — иранские и арамейские — слова; изображаются бедствия жизни,
каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не
встречающиеся в других библейских книгах. Эти признаки не дают достаточного
основания для сомнения в подлинности книги. Иностранные слова легко могли
войти в употребление у Соломона, любившего все иноземное и поддерживавшего
деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.
Бедствия в книге Екклесиаста изображаются такие, которые неразлучны вообще с
жизнью человечества, даже в самые блестящие периоды его благоденствия.
Отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона. По
иудейскому преданию, Соломон написал эту книгу в старости, как книгу Песнь
Песней написал в юности. Мы видим в Е. престарелого мудреца, который в
течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного и из груди которого
вырывается глубоко трагическое восклицание: "суета сует, и все суета и
томление духа!" Это девиз всей книги, поднимающейся иногда до
замечательной высоты поэтического одушевления. Недаром она всегда была
любимым чтением для всех многое переживших и испытавших. Книга состоит из XII
глав. Заключительные слова ее: "бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом все для человека".
|