Единорог, в мифологии
также инрог (у Плиния monokeros, в библии рээм) —
баснословное животное, о котором древние писатели, классические и еврейские,
говорят как о звере, действительно существующем. Плиний описывает Единорога
как животное, имеющее голову оленя, ноги слона, хвост кабана, общую форму
лошади и прямой черный рог посреди лба в 2 локтя длины; его родина — страна индусов-ареев
и центральная Африка. Немаловажную роль играл Единорог и в средневековых
легендах и сказках; на нем ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого
человека, который ему попадался навстречу; только чистая дева могла его
укротить, и тогда он делался ручным. В русских азбуковниках XVI-XVII вв.
Единорог изображается так: "зверь, подобен есть коню, страшен и
непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю
силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости
пребывает. Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай
моря и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый
зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает". Рог Е. (под видом
которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами и
датчанами из полярных стран) употреблялся на разные изделия, например на
скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что считался
чудесным целительным средством в разных болезнях — от лихорадки, огневой
(горячка), от морового поветрия, черной немочи, от укушения змеи, а также
средством, предохраняющим от порчи. Бер писал, что московский царский
скипетр, взятый поляками "из цельной кости Е., осыпанный яхонтами,
затмевал все драгоценное в мире". Маскевич в 1614 г. сообщал, что
полякам за службу выдали в Москве две или три кости Е.; Адам Жолкевский
удивился, увидав, какие громадные Е. находились в Москве, и заметил, что
цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а такой, как початый
московский рог, ценили купцы в 200000 золотых угорских. Другие сведения об
этих московских драгоценностях см. в "Чтениях общества истории и
древностей", 1847 г., №3 (сообщения Маржерета, смесь), в "Собрании
грамот и договоров", т. III., стр. 63-65, 98, и в "Дополнениях к
Актам Историческим", т. IV, стр. 31 и т. VI, стр. 323. Для употребления
в лекарство рог Е. терли.
Изображения Е., попадающиеся на древнеегипетских
памятниках и на скалах южной Африки, суть не что иное, как изображения
антилоп с прямыми рогами (например, Antilopa leuc. oryx, или Beïza),
которые, нарисованные в профиль и без всякого представления о перспективе,
должны были казаться однорогими.
Как геральдическая фигура, Е. вошел в герб Англии и в герб
русских великих князей — внуков императора.
|