Евпатий Коловрат
— герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги
во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о
приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние
летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск.
общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и
заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В
"Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях
русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о
нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Евпатии Коловрате в
"Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в
Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Евпатий Коловрат был в Чернигове с
князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о
приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только
полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев.
Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб
"испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в
Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал
татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют
их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от
ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что
принадлежат к полку Евпатия Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем
рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить".
Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным
полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в
битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до
седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых".
Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда
только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей
ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как
бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тмою. Батый, скорбя о
своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как
Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е.
его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на
изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной
былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула
или Таврула, рассеченного Е. нà-полы до седла, встречается в былинных
именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу
рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его
книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр.
85 и след.).
|