Евнух
(греч.) — кастрат, в частности — оскопленный слуга,
предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами
евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления
был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских
культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае
кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление
их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил
к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные
в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через
любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход
государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о
их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под
влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Евнухов. Магометанство,
дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов,
увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. — кизляр-агаси
(начальник девушек) — имеет под своим начальством других Евнухов. В интригах
сераля они играют видную роль; в Персии Евнухам иногда поручаются важные
государственные должности. Жадность, скупость, жестокость — отличительные их
черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых
органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при
варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в
истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес
при Юстиниане, визирь Али при Сулеймане II. Моисеев закон положительно
запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные
животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к
епископскому сану. Об оскоплении под влиянием религиозного фанатизма см.
Кибела и Скопцы; об оскоплении с целью образования певцов см. Кастрат.
|