|
Наталья Гусева АРКТИЧЕСКАЯ
ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ Спросим себя: в какие глубины времен
уходит наша история? "Наша" и в смысле определения всех народов,
говорящих на языках индоевропейской семьи, и в смысле конкретного применения
этого термина к славянам - самого крупного массива в среде этих народов. Мы живем сейчас в так называемом
периоде голоцена, который начался после ухода последнего ледника (XIII
тысячелетие до н.э.). Людей, которые тогда бродили по
землям, свободным ото льда, покрывавшего ранее значительную часть Западной и
Восточной Европы, история относит к периоду древнего каменного века. Ледник
медленно отползал к северу, оставлял за собой богато обводненные пастбища, по
которым за ним следовали травоядные животные, а за ними - охотники. Основой
социальной структуры общества тогда были небольшие семейные и, возможно,
складывавшиеся семейно-родовые группы людей. Придя на север, эти малочисленные
группы или постепенно оседали или продолжали бродить в поисках добычи. Взаимные древнейшие контакты этих
мелких групп приводили к нарастанию процесса взаимного познания, и
соответственно к выработке слов, понятных для двух или более групп. Не
исключено, что развивались и родственные отношения между некоторыми из них.
Складывались древнейшие исходные формы тех языков, которые развились
впоследствии в индоевропейскую семью. Речь, слово,
магия речи, взаимопроникновение речевых форм - все это восходит в основном
своем словарном запасе именно к долгому периоду соседства далеких предков этих
народов на приполярных землях. К такой схеме приходят многие историки и
лингвисты, придерживающиеся так называемой полярной или арктической теории. В условиях потеплевшего климата на
Крайнем Севере стали складываться первые объединения разрозненных групп людей,
начали образовываться первоплемена: далекие предки
тех народов, которые восприняли генетически их расовый тип, именуемый
европеоидным (но ни в коем случае не "арийским"!) и сохранили многие
древние формы их языков. Остановимся на упомянутой арктической
теории. Она начала прокладывать свой путь в науку в XIX веке. Первым крупным
трудом о дальнем Севере явилась книга американского исследователя Уоррена
"Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе" (последнее из десяти ее переизданий вышло в 1893 году). В том же веке многие русские ученые
стали выявлять элементы сходства не только между западноевропейскими языками,
но и славянскими, а также со словами древнеиндийского санскрита - языка, на
котором древними арьями были созданы Веды, собрания
гимнов, книги священных знаний. Последняя из них, Ригведа
была завершена в Индии, но неизвестно, где создавалась главная масса ее текста.
При проводимых сопоставлениях слов выяснилось, что наибольшее число совпадений
и сближений приходится на санскрит и славянские языки [1]. В науке
сформировалось понятие индоевропейских языков - обширнейшей группы, имеющей
общий корень. Известный санскритолог Индии Бал Гангадхар Тилак (1856-1920)
призвал к необходимости заняться глубокими исследованиями памятников
древнеиндийской литературы и указал на возможную, а точнее вероятную связь
предков арьев с Арктическим регионом. Его книга
"Арктическая родина в Ведах" впервые вышла в 1903 г. и неоднократно
переиздавалась. Она переведена на многие языки, но, к сожалению, кроме
русского, хотя славянам-то как раз и следовало бы знать этот труд, поэтому я
предлагаю конспекты тех отрывков из книги Тилака,
которые связаны с Арктикой. Бал Гангадхар Тилак АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В
ВЕДАХ Перевод с английского Предисловие Некоторые ученые уже объявили о своем
убеждении, что изначальную область сложения человечества нужно усматривать в
Арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского университета, опередил
в известной степени мой труд, издав свою призывающую к размышлению книгу
"Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе"... Я делаю лишь один шаг дальше и показываю, что его теория в той
мере, в какой она касается выявления родины изначальных арьев,
полностью подтверждается традициями Вед и Авесты, и - что еще более важно -
последние выводы геологов не только согласуются с описанным в Авесте
разрушением арийского рая, но дают нам возможность отнести его существование ко
времени, предшествующему последнему периоду оледенения. ...Арьи не
были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии - их исходный регион лежал
где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в
Азию и Европу не под влиянием "неодолимого импульса", а потому что
наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона. В древнейших книгах арийской расы - в
Ведах и Авесте содержится достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя
родина арьев лежала где-то около Северного полюса... Обращаясь к
традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность увидеть, что они
возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам, а потому
вполне возможно, что в этих древних книгах мы можем найти следы изначальной
приполярной родины арьев, и указания на то, что они
жили в самые давние времена в пределах Полярного круга... Было принято говорить о приполярных
областях как о землях, где время света и тьмы тянется по 6 месяцев... Но мы
должны видеть различие между самим полюсом и Приполярьем,
которое лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и
сезонов, в разных точках Приполярья не может быть и
не бывает такой же, как в точке полюса. Характеристики
приполярных областей 1. Солнце всегда видно к югу от точки
зенита наблюдателя. 2. Значительное число звезд, всегда над
горизонтом и всегда видимы. Другие звезды восходят и заходят, как в
среднеклиматической зоне, и вращаются по более
наклонным кругам.
3. Год состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во время
зимнего солнцестояния длится до 6 месяцев (длительность
ночи зависит от широты, на которой находится наблюдатель); б) во время летнего
солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и ночей. 4. Рассвет после полярной ночи длится
ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от
точки наблюдения)... В дни восходов и заходов солнце то появляется, то
скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток. Нами здесь описаны главные пункты
различных характеристик полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше нигде
на земном шаре... Какие же из упомянутых характеристик мы встречаем в священных
книгах? Ошибочно считается, что все традиции,
мифы и божества, упоминаемые в Ригведе, относятся к
какому-то конкретному периоду... Ригведа - это книга,
в которой старые данные о разных периодах настолько смешаны, что требуется
долго и терпеливо работать, чтобы разделить и классифицировать ее содержание в
хронологическом порядке... Так, например, по большинству текстов Ригведы мы знаем бога Индру как бога грома и молнии,
главного среди богов. Однако, в Ригведе (Х, 89, 2, 4)
мы встречаем более архаичное указание на то, что бог Индра "поддерживает
небо и землю, как колеса повозки поддерживаются осью"... и вращает
"отдаленную сферу, как колеса повозки"... Если мы объединим
эти два указания получится, что небо поддерживается шестом (осью) и
движется, как колесо. Описываемое движение соотносится только с той небесной
полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе... В Ригведе (1,
24, 10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее,
что соответствует положению, видимому только в циркумполярной области... Утверждение, что день и ночь богов
длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской
литературе... В Авесте (Вендидад,
фаргард II), в священной книге парсов, мы видим
аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного
характера: "Что они считают днем, то есть год". И здесь же Ахура
Мазда говорит: "...Там звезды, месяц и солнце
можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только
одним днем"... Зори Богиня зари Ушас,
очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе
в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз... В этих гимнах мы находим
возможность доказать весомую суть нашей теории, выявив по возможности то, что
наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику... В Ригведе
кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как
она медлит на горизонте [3]. Говорится также, что она в давние дни
была "наиболее длительной"... О зорях говорится, что они подобны
собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не
спорят одна с другой, хотя и живут все вместе... Это никак не может относиться
к 360 ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны прийти к выводу, что
в Ригведе явно говорится о единстве многих зорь, ход
которых не прерывается ежедневным появлением солнца... Пять сестер-зорь, говорится в "Тайттирийя-Самхите", имеют по пять сестер, не считая
самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30. И описывается, как
эти 30 сестер ходят по кругу... А в последнем стихе этого описания есть
завершающее указание, что, хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все
же являются единой зарей... По строкам памятников ясно видно, что
зорь много, и они гармонично сочетаются, составляя непрерывную и нераздельную
группу... Надо помнить, что ведические зори
описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные... т.е. речь идет не о самой
точке полюса, а о землях южнее... Долгий
день и долгая ночь Поскольку в ведической литературе
выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то
ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии в
году должен быть и долгий день... Многие строфы Ригведы
повторяют о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и
которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами... Ведические барды часто молили богов
избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II,
27, 14; VII, 67, 2 и др.). ...И не только люди, но и боги жили в условиях
долгого мрака - так говорится о боге Агни (Х, 124, 1; II, 2, 2)... Ведь ночи зимнего сезона в тропической
или среднеклиматической зоне длятся в наши дни
столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из
нас, не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь... Значит, ночи, которых боялись
ведические барды в древности, были не просто зимними ночами. Это было нечто
другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же
эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской
ждать рассвета... В Ригведе
(VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он
создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о непрерывно
видимом кружении солнца на небесах. И этой там же повторяется (88, 3). Здесь
отражен тот факт, что только в арктических областях солнце, подобно качелям,
когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые сутки... Семь и
десять месяцев Встречаются ли в
Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?...
Характеристики климата арктической зоны и зоны умеренного климата столь не
совпадают, что наши предки ведического периода, продвигавшиеся оттуда к югу в
силу наступающего похолодания, встретились с необходимостью воспринять
календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для
них мест... Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились
сохранить как можно больше черт старого календаря или, по крайней мере, древних
традиций в той или иной форме, особенно в том, что связано с обрядом
жертвоприношений... Выявим в ведической литературе точные
указания на длительность ежегодных жертвоприносительных
церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и
реалистичны. Известно, что жертвоприношения - это древнейший институт,
обнаруживаемый у народов азиатской и европейской ветвей арийской расы... детали
проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с обычаем и
традициями... и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на
"практику, известную с незапамятных времен". На различных широтах Приполярья длительность периодов света и мрака в разные
времена года разнится... Примерно на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем
дальше к югу, оно светит и по 8, 9, и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами
активного проведения жертвоприносительных
церемоний... Следует упомянуть здесь тот факт, что
число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7
(I, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет
количество месяцев, то и второе - тоже... В Ригведе
описывается две категории жрецов-ангирасов - "навагва" и "дашагва"
(Х, 62, 5 и 6)... Считается, что навагва служили в
течение 9 месяцев света ("нава" - девять),
а дашагва - 10 ("даша"
- десять). Почему их служебные функции завершались
в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?.. Описанные в Ведах
подвиги бога Индры, а также роль навагвов и дашагвов четко связаны с фактом ежегодного высвобождения
солнца и "коров" утра из темного плена, куда их заключил Вала. Этот
взгляд поддерживается словами "Индра разыскал солнце, сокрытое во
мраке"... Мы видим также, что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а
навагвы и дашагвы
поддерживали его пением гимнов... которые должны были
завершиться до начала новой битвы... т. е. в течение 10 месяцев света... После
двух месяцев мрака жрецы снова начинали их петь... Есть указания, что служба могла длиться
и 7 месяцев (Ригведа, Х, 47, 6)... Навагвов и дашагвов называют
"проводящими обряды в сроки различной длительности", т.е. срок, в
течение которого они пели гимны, соответствовал длительности светового года в
конкретной местности, на конкретной широте. Позднее эти же церемонии стали длиться ... и
по 12 месяцев, когда ведические арьи пришли на юг, в
те места, где прежние формы богослужений стали неисполнимыми и приняли
альтернативную форму... В Авесте и у других арийских рас
выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать
здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и уже довольно поздно был
заменен сроком в 12 месяцев... И эту традицию нельзя просто
игнорировать: ведь сохраняется название "десятый" для последнего
месяца календаря - "децембер", 10-й.. Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на
реликты того периода, когда предки индоевропейцев жили вместе в циркумполярной
области. Эти два "лишних" месяца были временем долгой ночи...
Переселившиеся на юг люди просто их добавили к прежнему году... Хотя есть достаточно свидетельств того,
что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это было его
единственное исчисление. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной
длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь
поддерживает такое заключение... Какого бы взгляда мы не придерживались,
наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине в пределах
Арктического круга является фактом... Мифы и
Арктическая теория Считают, что ведические боги были
обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или молнии,
рассекающей грозовые тучи [4]. Но надо сказать, что, несмотря на все
эти теории, многие описания и очень содержательные легенды ведических текстов
остаются не объясненными... Некоторые из них могут быть удовлетворительно
разъяснены только в свете арктической теории... Известно, что четыре основных момента
были успешными достижениями (Индры в борьбе с Вритрой): - освобождение вод, - освобождение коров, - восстановление зари, - появление солнца. "Теория гроз" объясняет два
первых момента, а "теория зари" - два последних... Из этих двух
теорий древние последователи школы Нирукта
придерживались той, которая связана лишь с освобождением вод и была ближе к
восприятию Индры только как бога-громовника. ...Этот
же взгляд приняли ученые Запада, и он сейчас доминирует в науке. Но он
настолько неадекватен Ведам, что при зарождении другой теории, которая сможет
объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все
без колебаний откажутся от "теории грозы" в пользу новой. По моему мнению, ошибочно полагать, что
битва между Индрой и Вритрой изначально отражала
конфликт между богом-громовником и дождевыми тучами.
На деле это была борьба между силами света и мрака, следы чего обнаруживаются и
в "Айтарейя Брахмане" - там лишь Индра,
один из всех богов, описывается как взявший на себя долг изгнания асуров из
мрака ночи. О том, что Индра - бог света, говорится и во
многих строках Ригведы: он нашел свет (III, 34, 4;
VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16, 4), создал зарю и солнце
(II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), озарил мрак зарей и солнцем (I, 62, 5).
Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6) и взойти на небо (I, 7, 3), т.е.
проложил путь солнцу (Х, 111, 3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал
(II, 19, 5; III, 39, 5)... При таких условиях необходимо понять и
объяснить и природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах... Ошибка многих
исследователей состоит в том, что они подразумевают под водами исключительно
дождевые воды. На самом же деле все сложнее. В Ригведе
много раз встречается понятие "апа",
обозначающее небесные, или эфирные воды: они следуют по путям богов и являются
вблизи солнца (I, 23, 17-18). В (VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные
и текущие по земным руслам, т.е. четко указывается на разницу между ними...
Именно воды способствовали движению небесных тел... И если воды прекратят
движение, то последствия будут тяжелы - солнце, луна и звезды не смогут взойти,
и мир погрузится во тьму. Теперь мы можем понять суть преступных
действий Вритры, остановившего
ток этих вод. В своем скрытном убежище на дне нижнего мира он задержал воды,
прекратив их течение в верхний мир, и победа Индры означала их освобождение из
когтей Вритры и придание им возможности снова
двигаться вверх. Победе Индры приписывался четырехфазный
характер: освобожденные воды принесли с собой зарю, солнце, луну и коров - дни
и утренние лучи... Поймем, поразмыслив, что все моменты
легенды о космической циркуляции вод нельзя сочетать лишь с ежедневным
появлением и уходом солнца. В Ригведе (Х, 62, 2)
сказано, что жрецы, помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце
года, т.е. битва была ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26)
указано, что Индра убил водного демона Арбуду льдом,
а не своей громовой ваджрой, как это ему свойственно,
а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что
подтверждается и в Авесте, где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры
называются "осенними", а значит борьба
началась осенью и шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто
ночей (о ста ночах битвы речь идет и в Авесте). Остановимся теперь на легендах, обычно
разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним, как этого недостаточно для
удовлетворительного понимания некоторых моментов, а именно тех, что говорят о
подвигах Ашвинов - богов-врачей. Подвиги этих
близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы... В памятниках о правилах
жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание
жертвенного костра, заря и восход солнца описываются как совпадающие с
появлением Ашвинов (I, 157, 1; VII, 72, 4) или
говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма
еще таится меж красных коров" (Х, 61, 4)... Мы не можем игнорировать факт,
что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет
утра... Они должны были омолодить, излечить и
спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) - так говорится о них во
многих гимнах... Я не могу согласиться с тем, что все
это можно объяснить "теорией весны", протекающей в южных широтах...
Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота"
особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим
исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может
объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов, если рассматривать весну, происходящую в южных
широтах... Важно учесть и места, где страдали
спасенные Ашвинами... Это воды, лишенные света лучей
солнца (I, 182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) - это
все относится к нижнему миру... Надо подчеркнуть, что в Ригведе утренние созвездия - Ашвины
спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них говорится, что они
имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может двигаться и по небу, и по воде
(I, 30, 18; I, 46, 7)... В Ригведе (I,
22, 17-18; I, 154, 2) изложена легенда о трех длинных шагах Вишну. По старой
трактовке, эти три шага означали шаги по земле, по воздуху и по небу (есть и
другие объяснения)... Его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)...
Два других шага - видны... Я предполагаю, что эти три шага - периоды движения
солнца. Первые два - от весны до середины лета (времени солнцестояния, высшего
подъема солнца) и от середины лета до конца светлого времени года. Третий шаг
Вишну делает за горизонтом зимой, когда солнца не видно вообще. Не даром в Ригведе
говорится, что борьба Индры с демоном Шамбарой (одним
из аналогов Вритры) начиналась на 40-й день осени,
или на 8-1 месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было
видимо... Арии и
пять рас В Ригведе
часто встречается упоминание пяти человеческих рас (паньча
джанах). Это могли быть те народы, которые жили
вместе с арьями на общей Арктической прародине. На вопрос, где и когда раса арьев отделилась от других рас, как и где
развилась речь арьев, мы ответить не можем... Антропология
не дает нам данных о том, когда, где и как человеческие расы разделились по
цвету и языку. Более того, уже доказано, что на самом раннем этапе, которым
датируются найденные останки человека, раса людей уже была разделена на несколько несходных типов... Конечно, арьи
и их культура не могли сложиться внезапно в конце последнего межледникового
периода, и стоит предположить, что в это время они уже существовали как народ и
воспринимали ближайших соседей как иные, отличные от себя народы. Примечания [1] С небольшими предварительными
сводками сходных слов и словообразующих частиц читатель может ознакомиться,
обратившись к сборнику: Древность: Арьи. Славяне. М.,
1996. Там же впервые опубликован список рек русского Севера, названия которых
переводятся или разъясняются через санскрит. [2] В силу значительных трудностей,
связанных с переводом книги Тилака и с полным ее
изданием на русском языке, предлагаем читателю отрывки из большей части глав. В данной публикации опущены части текста,
посвященные подробному анализу терминов на ведическом санскрите, а также
дискуссии автора с другими учеными по разъяснениям и уточнениям переводов и
комментариев, связанных с публикациями Ригведы в
Индии и в странах Запада. Книга Тилака содержит 13 глав
и завершается общим индексом терминов, списком цитированных автором гимнов Вед
и строф из памятников ведической литературы, а также из Авесты. Следует
отметить, что употребляемое Тилаком в тексте
определение "арийская раса" соответствует уровню современной ему
науки, но не принято в наше время в научных исследованиях. [3] Читатель может
найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989) слова гимна 49 мандалы I о том, что заря Ушас
загорается "со всех концов неба", а в гимне 113 - "она идет
вслед за толпой минувший (зорь)", она "самая первая из многих... из
этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за
прежней". Это явное свидетельство длительного
разгорания зари. [4] Далее в тексте Тилак
называет эти гипотезы "теорией зари" и "теорией грозы". Ведические
мифы о пленных водах 219 Новые объяснения ведических текстов стали возможны лишь за последние
30—40 лет, тогда как комментаторы, жившие в прежние давние времена, такие, как Яска или Саяна, не могли еще ничего
знать о циркумполярных или полярных областях, где могли жить древние арьи... 220 Так, Яска указывает на три или четыре школы разъяснений текстов,
и каждая из них по-разному объясняет образы и типы ведических богов. Некоторые
склоняют своих последователей к мысли, что многие боги были некогда
историческими лицами, обожествленными за свои сверхъестественные подвиги и
дела. Другие теологи делят богов на "Карма девата"
— тех, кто достиг небесного ранга своими высокими усилиями, и "Аджана девата", т.е, рожденных от божеств. Этимологи, последователи школы Нирукты, считают, что ведическис
боги были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или
молнии, рассекающей грозовые тучи (13) ... 227 Помимо
существующих теоретических разъяснений феноменов зари, гроз и наступления
весны, была предложена д-ром Айянгаром из Бангалора гипотеза разъяснения мифов, исходя из их
соотнесения со звездами Орион и Альдебаран. Это в
отличие от других предположений может быть названо астральной теорией... Но
надо сказать, что, несмотря на все эти теории, многие описания и очень
содержательные легенды ведических текстов остаются необъяснимыми... Ряд из их
числа может быть удовлетворительно разъяснен только в свете арктической теории
(14) ... 236 Известно,
что четыре основных момента были успешными достижениями (Индры в борьбе с Вритрой): освобождение вод, освобождение коров,
восстановление зари и появление солнца. "Теория гроз" объясняет два
первых момента, а "теория зари" — два последних.Из этих двух теорий древние последователи школы Нирукта придерживались той, которая связана лишь с
освобождением вод и была ближе к восприятию Индры лишь как бога-громовника...
Этот же взгляд приняли и ученые Запада, он и сейчас доминирует в науке. Но он
настолько неадекватен Ведам, что при зарождении теории, которая сможет
объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все
без колебаний откажутся от "теории грозы" в пользу новой. По моему
мнению, ошибочно полагать, что битва между Индрой и Вритрой
изначально отражала конфликт между богом-громовником
и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами света и мрака, следы
чего обнаруживаются и в "Айтарейя Брахмане"
— там лишь Индра, один из всех богов, описывается как взявший на себя долг
изгнания асуров из мрака ночи. О том, что Индра — бог света,
говорится и во многих строках Ригведы: он нашел свет
(III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16,4), создал зарю
и солнце (II, 17, 4; II, 21, 4; III, 31,15), озарил мрак зарей и солнцем (I, 62,
5).Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6). 257 и взойти
на небо (I, 7, 3), т.е, продолжил путь солнцу (X, III,
3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39,5)... При
таких условиях необходимо понять и объяснять и природу и суть тех вод, которые
описаны в Ведах... Слово "апа" обозначает
воды вообще, и они встречаются в Ригведе много раз,
обозначая небесные или эфирные воды: они следуют по пути богов и являются
вблизи солнца, а оно — вместе с ними (I, 23, 17—18), а в (VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные и текущие по земным
руслам, то есть четко указывается на разницу между ними... 238 Образ,
суть и движение небесных вод были неправильно понимаемы, и именно поэтому
ученые были не в состоянии связать факт освобождения вод с появлением зари в
легенде о Вритре. Кажется, что под ним понимали
только дождевые воды, но это ошибка... В "Шатапатха
Брахмане" (XI, 1, 6, 1), в "Айтарейя
Упанишаде" (I.1) и в "Законах Ману" (I, 9) — всюду говорится,
что мир был создан из паров воды... Ведические барды считали, что все
пространство над собой и вокруг заполнено этими небесными парами, о которых
сказано, что они сверстники мира... 244 В Ригведе говорится о двух океанах — о светлом (V, 45, 10) и
об исполнении мрака (II, 23, 18)... их также именуют и двумя мирами — ближним и дальним. Дальний
противопоставляется небу (VIII, 8, 14), и говорится, что солнце (Савитри) там было погружено в сон. О солнце сказано,
что оно появляется из этого дальнего мира и до своего восхода приходит сквозь
мрак... 249 Нельзя
понять истинный смысл легенды о Вритре без осмысления
сути и важности тех представлений о движении воздушных вод, которые были
свойственны предкам индоарийцев... Именно эти воды
способствовали движению небесных тел... И если воды прекратят движение, то
последствия будут тяжелы — солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир
погрузится во тьму.Теперь мы
можем понять суть преступных действий Вритры,
остановившего ток этих вод. В своем скрытом убежище на дне нижнего мира он
задержал воды, прекратив их течение в верхний мир, 250 и победа
Индры означала их освобождение из когтей Вритры и
придание им возможности снова двигаться вверх. Победе Индры приписывается
четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с собой зарю, солнце, луну
и коров-дни и утренние лучи... Вритра,
протянувший свое тело через горы, перекрыл все проходы для вод и солнца, а
убивший его Индра открыл их... Эти горы понимались как
преграда между верхней и нижней половинами небесного свода, между светлым и
темным океанами — здесь Индра встретил Шамбару, и
здесь была та скала Валы, в которую этот демон заключил коров, и которую
взорвали Ангирасы (IV, 3, II; I, 71, 2)... 255 Во многих
гимнах Ригведы говорится о том, что зори и солнце
появились одновременно с током освобожденных вод... и эта одновременность
четырех (вышеупомянутых) результатов точнее всего поясняет суть побед Индры над
Вритрой. Космический смысл циркуляции вод описывается
в индоиранской мифологии. Д-р Уоррен в своей книге "Найденный рай..."
пишет, что в произведениях Гомера говорится о том же — |поэт описывает возврат
солнца из океана или же погружение в него и последующий из него же восход. И
все реки, моря, источники и колодцы описываются как порождение глубокого
океана, окружающего землю. И Гелиос-солнце плывет по воде на золотой лодке... 257 Надо
подчеркнуть, что и в Ригведе утренние созвездия — Ашвины спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182,
6). О них говорится, что они имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может
двигаться и по небу и по воде (I, 30, 18; I, 46, 7)... Принимая
утверждение о космической циркуляции вод и одновременно с ними освобождения вод
и зорь, спросим — как с этим согласуется арктическая теория и суть легенды о Вритре?... 259 Поразмыслив,
можно увидеть, что все моменты этой легенды нельзя сочетать лишь с ежедневным
появлением и уходом солнца. В Ригведе (X, 62, 2)
сказано, что Ангирасы, помогавшие Индре в битве за
коров, победили Валу в конце года, т.е, битва была
ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра
убил водного демона Арбуду льдом, а не своем громовой
ваджрой, как это ему свойственно, а это значит, что
конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте,
где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В Ригведе
крепости Вритры называют "осенними", а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим
также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идет и в
Авесте). Все эти указания могут быть правильно поняты только по арктической
теории... 260 Некоторые
переводят строку из гимна Ригведы (II, 12, 11) как
"сороковая осень", в которую Индра нашел Шамбару,
т.е, битва, значит, происходила лишь один раз в сорок
лет, но это противоречит указанию, что Вала был убит в конце года (X, 62, 2)... 261 В
указанном гимне применен местный падеж числительного "сороковая" (в
женском роде), как мы и теперь говорим "в такой-то день (недели, месяца,
сезона)". Следует переводить это в гимне как "в сороковой день
осени" 262 ... Это
число тут обозначает 7 месяцев и 10 дней, т.е. 220-й день после весеннего
Нового Года в марте (как его отмечали в древности). Значит, битва Индры с Шамбарой — конфликт между светом и мраком — началась на
10-й день 8-го месяца года (т.е. 10 октября по римскому календарю)... Эти
строфы дают точную дату начала борьбы Индры с Вритрой.
И если правильно это понимать, то исключаются всякие бесполезные подсчеты при
переводах текста. Мы видим в гимнах, что Адити представила богам семерых своих
сыновней Адитьев — богов солнца, но отбросила
восьмого Мартанда как недоразвитого, т.е. говорится,
по сути дела, что он умер вскоре после рождения — а это значит, что в начале
восьмого месяца солнце ушло за горизонт. Это и был 10-й день 8-го месяца года
(15).Таким образом, легенда об Адитьи и дата начала
борьбы Индры с Шамбарой взаимно соответственны, а
принятые в науке переводы указанной строфы гимна (II, 12, 11) лишены смысла... Глава Х Ведические
мифы об утренних божествах 277 В предыдущих главах уже пояснена неадекватность "теории
грозы" содержанию легенды об Индре и Вритре и
показано как при помощи арктической теории могут быть объяснены многие
непонятные моменты, связанные с представлениями о циркуляции мировых вод в
верхнем и нижнем мирах. Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с
периодом весны, и поясним как это недостаточно, подобно "теории
грозы", для удовлетворительного понимания ряда черт этих легенд, а именно
тех, что говорят о подвигах Ашвинов — врачей богов.
Подвиги этих божественных близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы...
Исследователи считают их то утренними звездами, предваряющими появление зари и
солнца, то полагают, что эти близнецы представлены двумя звездами в созвездии Джамини, и их подвиги соотносят с восстановлением
утраченных за зиму сил солнца... 278 В
памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца
описываются в Ригведе как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157, 1, VII, 72, 4), или говорится, что они
появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж
красных коров" (X, 61, 4)... Мы не можем игнорировать факт, что они
являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра... 279 Им же
приписываются эпитеты Индры, такие, как убийца Вритры
(VIII, 8, 22), и о них выразительно говорится, что им заметно
свойственны качества и Индры и Марутов (богов
ветров), бывших помощников Индры в борьбе с Вритрой...
О них говорится, что океан — это их мать, что их колесница появляется из океана
(IV, 43, 5), что она "кружит вокруг солнца в далекой области" (I,
112, 13), что они подвигают вперед "медовые воды" океана и насытили
небесную реку потоками, подвигнув к победе "колесницу без коней" (I,
112, 12)... Из многих подобных строк видно, что к Ашвинам
обращались так, как к Ангирасам, и что они двинулись,
чтобы освободить молочные токи, и что они живут в небесном океане (VIII, 26,
17). Отсюда приходим к выводу, что они были помощниками Индры в его битве за
воды и за свет, т.е. в битве света с мраком, выступая при
этом и как врачи богов и помогая ему, а после победы возглавили ход
утренних божеств. Эту суть трудно объяснить и «теорией весны» и ежедневной
битвой тьмы 280 и света,
так как особый гимн Ашвинам ("Ашвин-шастра") должен быть весь прочитан на протяжении
зари... Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и
пострадавших (в битве) — так говорится о них во многих гимнах... 282 Я не
смогу согласиться с тем, что все это можно объяснить "теорией весны",
протекающей в южных широтах... 283 Солнце,
конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота"
особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим
исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может
объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов... да и Ашвины сами
пребывают, как описывается, три дня и три ночи в дальнем краю... 284 Важно
учесть и места, где страдали те, кого спасали Ашвины... — Это и воды, лишенные света лучей солнца (I,
182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) — это все
относится к нижнему миру..., который солнцем в Ригведе
пересекается на лодке, подобно Гелиосу греков. Это не может быть простым
описанием зимы, и только с помощью арктической теории можно объяснить каким
образом "пациенты" Ашвинов были ими
спасаемы от 285 потопления
в темном бездомном океане... Есть ряд описаний их дел, где ясно видны реалии
того мира ("вверх ногами")... и я думаю, что дер Уоррен правильно понял это как древнюю мысль о
подземном мире антиподов... темном и полном вод, почему и говорится, что Ашвины перевернули там колодец вверх дном, чтобы пустить
воду оттуда кверху, к небу, где она станет дождем (I, 116, 9)... 289 Очень
важна для нас легенда о том, как мудрец Атри Саптавадхри был вызволен Ашвинами...
из мрака (VI, 50, 10)... и к нему же относится весь текст другого
гимна (V, 78), где он зовет Ашвинов на помощь, так
как он после 10 месяцев провалился в яму и попал в деревянный ящик... 292 Солнце
сравнивается с пребывание плода в утробе матери 10 месяцев, и мы видели выше,
что дашагвы именно в такой срок приносили жертвы.
Затем солнце было утрачено, родилось там и очутилось в заброшенном краю, где
пребывало, как в ящике, 2 месяца. Это — образ Атри,
который взывает к Ашвинам... о спасении его из
провала... 294—296 Во многих
гимнах говорится об этих 10 месяцах и о том, что найденный через два месяца
после потери младенец вновь был принесен матери — зарей или Ашвинами...
И во всех этих гимнах речь не может идти о средних широтах, хотя и в 297 "теории
весны" тоже имеется в виду солнце. Но арктическая теория говорит не только
об ослаблении солнца зимой, но показывает, что природной основой многих
подобных гимнов Ригведы является долгая полярная
ночь, и такие объяснения необходимы для верного понимания... Колесо
солнца 298 Во многих
гимнах Индра описывается как друг и помощник солнца. Но вдруг говорится, что он
отнял у него одно из 10 колес его колесницы (I, 175, 4; IV, 30, 4; X, 43,5)...
Колесница Сурьи (Солнца) описывается и как
одноколесная (I, 164, 2)..., и если это колесо похитить, то солнце прекратит
свое движение. Вместе с тем, похоже, что само солнце именуется в этих случаях
колесом (I, 175, 4), т.е, само солнце было похищено...
Что делал Индра с этим колесом? Он использовал солнечные лучи как оружие для
убийства или сжигания демонов (VIII, 12, 9). Похищение солнца и убийство
демонов — это единовременные действия. Борьба Индры с демонами нацелена на
восхождение света... 299 В Ригведе четко указано, что солнце пребывало во мраке (III,
39, 5; I, 117, 5)... а значит Индра мог там
использовать его диск в битве с демонами за возгорание утреннего света... 302 Это
совершилось в конце 10 месяцев (или в конце римского года), в миг завершения
жертвоприношения дашагвов, о которых сказано, что они
вместе с Индрой нашли солнце, пребывающее во мраке... 303 Такое
объяснение гимнов выявляет истинную картину годового движения солнца глубокой
древности на родине арьев... Три шага
Вишну В этом
разделе я намерен проанализировать вкратце еще те ведические легенды, которые
указывают на арктические условия, отраженные в календаре и в описаниях климата.
Один из них относится к трем длинным шагам Вишну, четко указанным в Ригведе (I, 22, 17—18; I., 154, 2). По старой трактовке они
означали шаги по земле, по воздуху и по небу (объясняют и по-другому)... 304 В Ригведе (I, 155, 6) говорится, что Вишну приводит в
движение подобно колесу своих 90 коней, носящих четыре имени. Это явно
относится к 360 дням, разделенным на 4 группы, 305 т.е, на сезон по 90 дней. Это говорит о том, что основой всех
дел Вишну надо считать годовой ход солнца... В Ригведе
Вишну и Индра — друзья, они вместе победили Шамбару и
воскресили солнце, зарю и Агни-огонь (VII 9, 3-5)... Значит, один из его шагов
следует поместить туда, где шла битва, т.е. в нижний мир... Вот почему его
третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)... Два других шага солнце
делало над горизонтом, они были видны... Уже говорилось, что борьба Индры с Шамбарой начиналась на 40-й день осени, или на 8-й месяц
после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было видимо... 306 Легенда,
изложенная в Пуранах (преданиях), говорит о том, что
Вишну спал 4 месяца в году... Это иногда объясняют как отражение долгого сезона
дождей, но ведь они видимы людьми. Это можно понять только как долгий мрак
арктической ночи (вблизи полюса). В Ригведе (VII 100,
6) говорится, что у Вишну есть "плохое имя — Шипивишта",
что объясняли по-разному, иногда полагая, что это забытое и искаженное старое
слово. 307 Но оно
было забыто и встречается в более поздних памятниках в значениях: "человек
с выпавшими волосами" и "тот, кто поражен неизлечимой кожной
болезнью", — словом, оно имеет смысл осуждения... 309 Позднее в
Пуранах Вишну представал спящим в плохой период, но
это тоже как бы обозначает его болезнь, т.к. говорится о Вишну потемневшем, или
больном, чтобы своим третьим шагом подавить асуров и в своем темном обличье
помочь Индре в борьбе за воды и свет... Это подтверждается и сравнением с
другими ведическими божествами, которые тоже, как и Вишну, обходят всю
вселенную. Один из них — Савитар (солнце), и о нем
сказано, что из его трех небес два близки, а третье — это мир бога Ямы (царя
мертвых), т.е. нижний мир (I, 35, 6). Другой бог, пересекающий вселенную, это
Агни (VI, 7, 7)... Его свет троичен (III, 26, 7), у него три головы (I, 146,1),
три силы, прибежища и языка (III, 20, 2; VIII, 39, 8)... Одно из этих прибежищ
может быть четко определено как третий шаг Вишну — говорится, что его знает
только Вишну (X, 1, 3)... Агни часто выступает как солнце, и то, что он 310 скрывается
под водами и появляется из них как "дитя вод" — это просто варианты
описания солнца, ушедшего под горизонт, а затем после долгой арктической ночи
появившегося из "нижнего океана". Вишну — это солнце под другим
именем... Есть и еще божества, пересекающие вселенную — это Ашвины,
их в Ригведе зовут "ходящими вокруг" (I,
46, 14; I, 117, 6). У них три прибежища (VIII, 8, 23), и их колесница, ходящая
над обоими мирами, имеет три колеса, причем одно из них скрыто в пещере, в
тайном месте, как третий шаг Вишну, невидимый для смертных (VIII, 8, 23; I, 30,
18; X, 85, 14).Это совпадение трех прибежищ у трех разных пересекающих
вселенную богов не случайно, и общий результат всего процитированного приводит
к четкому выводу — третье, скрытое, место следует видеть в "нижнем
мире", в "мире питри" (душ предков) и
бога Ямы, в водах и мраке. Третий
водный (Трита Аптья) Уже
говорилось, что год, разделенный на три части по 4 месяца — это три шага Вишну:
первые были видимы, а третий скрыт, т.е. на древней родине арьев
солнце было над горизонтом только около 8 месяцев. Эти три части мы могли бы
увидеть в облике трех легендарных братьев, два из которых бросили третьего в
яму мрака. Это точная история Ригведы о Трита Аптья,... 311 а также
легенда о трех братьях Эката, Двита
и Трита — Первый, Второй и Третий.
Два первых бросили третьего в колодец... Но в Ригведе
нет брата Эката, а Двита и Трита есть (V, 18,2; VIII, 47, 13—16), причем в последнем
гимне он именуется и Аптья, т.е. «водный», или
рожденный водами». Этот Аптья упоминается не раз в
связи с Марутами и Индрой, убивающим демона, или силу
мрака, т.е. с Вритру. Кроме того, Трита,
поощряемый Индрой, убивает «трехголового» и
освобождает коров (X, 8, 8)... Есть гимны, где Трита падает в колодец (I, 105) или яму (X, 8, 7), умоляет
богов о помощи, и его освобождает Брихаспати (I, 105
17) (16) Трита в этом гимне говорит о своем родстве с
семью лучами (I, 105, 9), т.е. о своей световой природе,... а его тайное
местонахождение аналогично третьему шагу Вишну. Такая же история есть и
в Авесте, 312 где Траэтаона, носящий патрономическое
имя Атхвья (на санскрите Аптья)
описывается как убийца враждебного змея Ази Дахака, имеющего три пасти и шесть глаз (17).И особенно
примечательно то, что этот Траэтаона идет на битву со
змеем в сопровождении двух братьев, которые замышляют убить его по дороге... Глава
XIII Значение
наших результатов по
исследованию истории изначальной культуры
и религии арьев 386 Закончены
наши исследования проблем родины и предков ведических арьев...
Свидетельства, приведенные в предыдущих главах, состоят в
основном из отрывков, взятых из Вед и Авесты и безошибочно доказывающих, что
поэты — авторы Ригведы были знакомы с климатическими
условиями, свойственными только арктическим областям, и что упомянутые
божества... являют свое арктическое происхождение... 388 Мы видим,
что в литературе ведических арьев о жертвоприношениях
и в их мифах есть многое, приводящее к тем же выводам, и это соотносится с
древними традициями, легендами Авесты, равно как и с мифами народов,
относящихся к европейским ветвям арийской расы... 399 Эти мифы
тоже указывают на Северный полюс, как на исходную землю и других народов, кроме
арьев и нельзя утверждать, что только арьи произошли с севера. Напротив, есть основания считать,
что пять рас людей (паньча джанах),
часто упоминаемые в Ригведе могли быть теми, кто жил
рядом с арьями на общей родине — ведь не следует 400 нам
думать, что в процессе своего расселения арьи
встретили всего только пять других рас... 412—413 На вопрос
— где и когда раса арьев отделилась от других рас, и как и где развилась речь арьев,
мы ответить не можем... Существование людей сейчас уже прослеживается к
третичному периоду... но антропология не дает нам данных о том, когда, где и
как человеческие расы разделились по цвету и языку. Более того, уже доказано,
что на самом раннем этапе, которым датируются найденные останки Человека, раса
людей уже была разделена на несколько несходных
типов... Конечно, арьи и их культура не могли
сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и их начало
следует отодвинуть к более глубокие эпохи. Но, не
обладая точными знаниями об этом, нельзя приходить к каким-либо выводам лишь
путем отвлеченных умозаключений. СВЯЗЬ
МЕЖДУ РУССКИМ ЯЗЫКОМ И
САНСКРИТОМ(18) Материалы
конференции Общества индийской и советской культуры (округ Мирут
22—23 февраля 1964 года, г. Газиабад, Уттар Прадеш). Если бы
меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил
бы без всяких колебаний: "русский и санскрит". И не потому, что
некоторые слова в обоих этих языках похожи, как и в случае со многими языками,
принадлежащими к одной семье. Например, общие слова могут быть найдены в
латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языках, относящихся к индоевропейской
группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структуры слова,
стиль и синтаксис. Добавим ещё большую схожесть правил грамматики — это
вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием, кто желает
больше знать о тесных связях, установившихся ещё в далёком прошлом между
народами СССР и Индии. Всеобщее
слово Возьмём
для примера самое известное русское слово нашего века "спутник". Оно
состоит из трёх частей: a) "s"
- приставка, б) "put" — корень и в) "nik" — суффикс. Русское слово "put" едино для многих других языков индоевропейской
семьи: path в английском и "path"
в санскрите. Вот и всё. Сходство же русского и санскрита идёт дальше,
просматривается на всех уровнях. Санскритское слово "pathik"
означает "тот, кто идёт по пути, путешественник". Русский язык может
образовывать такие слова, как "путик" и "путник". Самое
интересное в истории слова "sputnik" на
русском. Смысловое значение этих слов в обоих языках совпадает: "тот, кто
следует по пути вместе с кем-либо". Мне остаётся только поздравить
советских людей, которые выбрали такое международное и всеобщее слово. Когда я
был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали "dwesti tridtsat chetire". В недоумении я не мог понять, стою ли я
перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе
или Удджайне в наш классический период где-то 2000
лет назад. На санкрите 234 будет "dwsshata tridasha chatwari". Возможно ли где-нибудь большее сходство?
вряд ли найдется ещё два различных языка, сохранивших древнее наследие — столь
близкое произношение — до наших дней. Мне
довелось посетить деревню Качалове, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным
на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую
чету, сказав по-русски: "On moy
seen i ona
moya snokha". Как бы я
хотел, чтобы Панини(19), великий индийский
грамматист, живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать
язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями! Русское
слово "seen" и "soonu"
в санскрите. Также "madiy" - это "son" в санскрите может быть сравнено с "mоу" русского языка и "mу" английского. Но только в русском и санкрите "mоу"
и "madiy" должны измениться в "mоуа" и "madiya",
так как речь идет о слове "snokha",
относящемся к женскому роду. Русское слово "snokha"
— это санскритское "snukha", которое может
быть произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой сына
также описываются похожими словами двух языков. Совершенно
верно Вот
другое русское выражение: "То vash dom, etot nash
dom". На санскрите: "Tat
vas dham, etat nas dham".
"Tot" или "tat"
— это указательное местоимение единственного числа в обоих языках и указывает
на объект со стороны. Санскритское "dham" —
это русское "dom" возможно, в силу того,
что в русском отсутствует придыхательное "h". Молодые
языки индоевропейской группы, такие, как английский, французский, немецкий и
даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол "is", без чего приведённое выше предложение не может
существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без
глагола-связки "is", оставаясь при этом
совершенно верными и грамматически и идеоматически.
Само слово "is" похоже на "est" в русском и "asti"
санскрита. И даже более того, русское "estestvo"
и санскритское "astitva" означают в обоих
языках "существование". Таким образом
становится ясно, что схожи не только синтаксис и порядок слов, сама
выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде. В
заключение статьи приведу простое и очень полезное правило грамматики Панини, чтобы показать, насколько оно применимо в русском
словообразовании. Панини показывает, как шесть
местоимений преобразуются в наречия времени простым прибавлением "-da". В современном русском осталось только три из
шести приведённых Панини санскритских примеров, но
они следуют этому правилу 2600-летней давности. Вот они: санскрит местоимения значение kim какой, который tat тот sarva все наречия русский kada kogda tada togda sada vsegda Буква
"g" в русском слове обычно обозначает
соединение в одно целое частей, существовавших до того отдельно. В европейских
и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в
русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской
семьи и открыть некоторые тёмные главы древней истории на благо всех народов. Глава I Доисторические
времена(2) 17 ... Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии
— их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И
они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием "неодолимого
импульса", а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате
этого региона. 18 В Авесте
сохраняются указания, полностью подтверждающие этот взгляд. Но этому не придавали значение те ученые, которые разрабатывали свои
теории в те годы, когда в науке считалось, что человек зародился в послеледниковую
эпоху. Они не увидели, что традиции Авесты полностью поддерживаются и данными
Вед...Многие исследователи уже стали считать Северный
полюс тем местом, где возникла жизнь растений, животных (и человека). Я считаю,
что в древнейших книгах арийской расы в Ведах и Авесте содержится достаточно
утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев
лежала где-то вокруг Северного полюса... III.
Арктический регион Мы уже
знаем, что в период плейстоцена на всей поверхности земного шара происходило
заметное поднятие почв и погружение их в воды морей. Это происходило к
изменениям климата... что в наиболее значительной степени относиться к областям
вокруг Северного полюса.Мы
можем сделать вывод, что вода и суша распределялись здесь в период межледниковья иначе, чем в наше время. Д-р Уоррен в своем
«Найденном рае» цитирует труды ряда авторитетных ученых, чтобы показать, что в
сравнительно недавний геологический период широкая область арктической земли,
частью которой являлись Новая Земля и Шпицберген, была под водой. 38 Одним из
его выводов, основанных на указаниях этих ученых, является то, что в числе
современных островов Полярного океана оба этих объекта представляют собой
вершины гор, оставшиеся над поверхностью вод после того, как море покрыло ту
часть земли, к которой они оба относились... Глубина Арктического океана к
северу от Сибири невелика, и если в плейстоцене происходили большие
геологические изменения, то похоже, что этот участок
земли, ныне лежащий под водой, мог раньше возвышаться над ней... Это служит достаточным
указанием на существование вокруг Северного полюса континента перед последним оледениием...
Долгое лето в 229 теплых дней и короткая зима в 136 дней создавали климат,
который д-р Хершель назвал «приближением к весне».
Если человек жил здесь в межледниковый период, он должен был считать эти
условия очень благоприятными, даже несмотря на то, что
солнце исчезало с неба на некое количество дней... 39 Обращаясь к традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность
увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений персданы нам, а поэтому вполне возможно, что в этих древних
книгах мы можем найти следы изначальной приполярной родины арьев,
и то, что они жили самые давние времена в пределах Полярного круга... 40 Было
принято говорить о приполярных областях, как о землях, где время света и тьмы
тянется по 6 месяцсв... Но мы должны видеть различие
между полюсом и приполярьем.,... которое
лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и сезонов, в
разных точках арктического региона не может быть и не бывает такой же, как и
точке полюса. 41 Точка
полюса смещается в силу прецессиальных колебаний
земной оси, но это указывает лишь на изменения, фиксируемые не на земной, а на
небесной точке полюса. Полярная звезда была 7 тысяч лет назад другой, чем
сейчас... 42 Северный
полюс и арктические области обладают особыми астрономическими характеристиками,
и если в Ведах могут быть открыты указания на это, значит, предки ведических риши(3) должны были знать эти характеристики, живя в этих
областях, что было возможно только в период межледневековья... 54 Характеристики
точки полюса 1. Солнце
встает всегда на юге. 2. Звезды
не восходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая
каждый свой круг за 24 часа. Северная небесная полусфера видима на протяжении
всего года, когда как южная всегда невидима. 3. Год
состоит только из одного долгого дня и одной ночи по 6 месяцев. 4. Бывает
лишь одно утро и один вечер, тогда как солнце восходит и заходит один раз, но
утренний и вечерний рассвет длиться непрерывно по два месяца, т.е. но 60
периодов в 24 часа каждый... Характеристика
приполярных областей 1. Солнце
всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя. 2.
Значительное число звезд циркумполярны, т.е. они
всегда над горизонтом и всегда видимы. 55 Другие
звезды восходят и заходят, как в среднеклиматической
зоне, и вращаются по более наклонным кругам. 3. Год
состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во время зимнего
солнцестояния длится долее 24 часов, но меньше чем 6 месяцев. Это зависит и от
локализации; б) во время летнего солнцестояния длится долгий день; в)
чередование дней и ночей происходит за сутки и не превышает 24 часа, как бы ни
были дни и ночи разновременны по своей длительности.Это заканчивается
непрерывной ночью, чем и завершается год. 4.
Рассвет после такой ночи длится ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в
точке полюса (степень зависит от точки наблюдения)... В дни восходов и заходов
солнце то появляется, то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение
некоторой части суток. Нами
здесь описаны главные пункты различных характеристик полюса и циркумполярной
зоны, которых нет больше нигде на земном шаре... 56 Мы можем
считать эти указания нашими верными проводниками в исследовании данных,
приводимых в Ведах. В ведических описаниях и традициях вскрываются те или иные
из приведенных характеристик и мы можем определить
полярность или циркумполярность места зарождения
традиции. И если даже поэт-риши не был свидетелем
явлений, то знал их по условиям передачи точных описаний от поколения к
поколению. К счастью, в ведической литературе имеется много таких отрывков и
отсылок. Они могут быть для нашей цели разделены на две часть: одна состоит из непосрсдственных описаний и указаний на долгие ночи,
рассветы и закаты, а другая — из мифов и легенд, соответствующих первой или
косвенно ее поддерживающих. Глава V Ведические
зори Богиня зари
Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество,
восславляется в Ригведе в 20 гимнах и упоминается в
ней более 300 раз... В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть
нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние описания зари явно
носят характер, указывающий на Арктику... 76 Жрец,
именуемый хотри, должен был
прочитать тысячу стихов до того как начнется жертвоприношение, именуемое
"гавам аяна"...
Стихи столь длинны, что жрецу приписывается подкреплять свои силы вкушением масла...
так как закончить это чтение он должен был до появления солнца... Указывается,
что нельзя начинать чтение до первого проблеска света на горизонте... А это
значит, что между этим проблеском и появлением солнца должно было пройти в те
дни достаточно много времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный гимн. 77 В "Тайттирийя Самхите" (II, I,
10, 3) указывается, что если чтение гимна, начатое в положенное время,
заканчивается раньше восхода солнца, то следует принести в жертву животное...
Из этого следует, что миг появления солнца над горизонтом мог иногда не
совпасть с разочтенным временем (8) ... 78 В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что
люди устают ждать, видя как она медлит на горизонте
(9) ... 81 Говорится
также, что она в давние дни была "наиболее длительной"... 86 Мы можем
говорить о многих зорях, кружащихся ни горизонту, каждая по 24 часа и
убедиться, что столь многие из них уже прошли и многие придут. Мы можем также
сказать, что столь много длящихся весь день зорь ужепрошло,
а восход солнца все еще ожидается.. И видим молитву к
богу Варуне: "Столь много зорь еще не
разгорелось полностью, дай мне пожить до их завершения"... 88—89 О зорях
говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся
в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут вместе... Это никак не
может относиться к 365-ти ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны
прийти к выводу, что в Ригведе явно говориться о
единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением
солнца... 91 Пять
сестер-зорь, говорится в "Тайттирийя — Самхите", имеют по пять сестер, не считая самих себя,
и тогда выходит, что их общее число равно 30-ти. И описывается
как эти 30 сестер ходят по кругу... А в последнем стихе этого описания есть
завершающее указание, что хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все
же являются единой зарей... 91—92 В "Тайттирийя-Брахмане" сказано, что зори имеют пять форм, вечных и неделимых, и каждая из них не
оканчивается. Эти пять форм соответствуют делению тридцати дней на пять групп
по шесть — так указывается на необходимость приносить жертвы (в это время) по
шестидневным периодам... 94 Шесть
частей стиха этой Самхиты четко указывают на 30
сестер, что само по себе уже говорит о тридцатидневной заре древности. И в Ригведе, в 6-й книге говориться о 30 шагах зари... 95 В Ригведе же в гимне Ушас (I, 123)
тоже ясно описано как зори «сегодня и завтра долго ходят по кругу в обители
бога Баруны по расстояниям в 30 йоджан
предписанным путем (10)... 96 Словом
"йоджана" определяется (у нас) и
"дневной путь "тапа", который переходят лошади без
нагрузки" — так оно употреблено в Ригведе (V,
54, 5). Принимая такое значение, можно понять "зори проходят кругами 30 йоджан" как указание на то, что они совершают 30 ежедневных
кругов, как это бывает на Северном полюсе... И в других гимнах (III, 61, 3)
есть дальнейшее подтверждение: "Направляясь к той же цели, новорожденная
(заря) крутится как колесо"... 97 Колесо
может крутиться в вертикальной плоскости, как у колесницы, или в
горизонтальной, как у гончара... Но нигде зори не пересекают небо с востока на
запад, как солнце, над головой человека, т.е, в
вертикальной плоскости. Единственное круженье, подобное колесу, возможно вдоль
горизонта, что говорит об области вблизи полюса...Если
мы соотнесем с полярной зарей выражения "достигая назначенной точки день к
днем" (1, 123, 9) и "стремясь снова и снова к той же цели" (III,
61, 3), то увидим, что это не относится к зорям вне Полярного круга... 99—100 По
строкам памятников ясно видно, что зорь было много, а не воспевалась лишь одна,
и что они гармонично сочетаются, оставляя непрерывную и нераздельную группу...
Но надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как
30-дневные... т.е. речь идет не о самой точке полюса, а о землях где-то
южнее... 102 В "Тайттирийн Самхите",
поясняющей мантры Ригведы,
четко говорится, что описания в ней зорь - когда боги видели 30 зорь — является
древней традицией... . |