Симон - маг
Галина Бедненко
Христианская
религия издавна отвергала "чужую" магию. Вместе с тем
противоборство "христианской магии" и "языческого
колдовства" проявилось уже во время самого зарождения христианской
мифологии и морали. Речь здесь идет о легенде о Симоне-маге. В "Деяниях
апостолов" (гл.8) рассказывается, что Симон, самаритянин по
происхождению, колдовал и изумлял народ своими чудесами. При этом
"выдавал себя за кого-то великого", и народ, веря ему говорил
"Се есть великая сила Божия". Когда же апостол Филипп стал
проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть по сути
покорился более могущественному волшебнику с его магией.
По традиционной
христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими апостолами
"силой духа святого", захотел получить такую же силу, передаваемую
"рукоположением", и таким образом "выведать тайну", для
чего предложил деньги. После этого был проклят апостолом Павлом:
"Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель... Итак, покайся же в
этом зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел
сердца твоего". С тех пор, однако, продажа церковных должностей
("рукоположения в сан") называется "симонией".
Намного
больше о Симоне - маге говорится в апокрифических христианских же текстах.
Они не вошли в состав признанного Церковью Нового Завета, однако бытовали в
течение еще многих веков в рукописной традиции разных земель и народов. Это апокрифические
деяния апостолов Петра и Павла, "прение" апостола Петра и Симона и
"Клементины" - древнехристианский роман 2 века, описывающий
приключения св. Климента, папы римского, по легенде, ученика и преемника
апостола. Петра.
В них Симон-маг
обычно изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра,
который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом "Петром" -
"камнем"). Это известный бродячий сюжет о "поединке
волшебников". Симон - маг пытается состязаться с Симоном -
"Камнем" и терпит неудачу, также вступает в прение по основам
христианского вероучения и опять терпит поражение. Несмотря на такую
незадачливость, рассказывается, что Симон - маг умеет входить и выходить
целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать
по воздуху и воскрешать мертвых. Он был современником Христа и начал
проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос
Нового Завета умел лишь "ходить по воде", то есть
"укротил" стихию воды, в то время как Симону - магу оказались
"подвластны" огонь и воздух - другие стихии. И оба они могут
воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона - мага
христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.
Литературное
оформление легенда о Симоне - маге нашла в христианском романе 3 века н.э.
"Римские деяния", в котором рассказывается о встрече Симона -
волхва с апостолом Петром в Риме. Как раз там появляется такая деталь как
черный пес, сопровождающий волшебника. (Этот черный пес - спутник мага будет кочевать
потом по жизнеописаниям магов Средневековья, от Фауста до Агриппы.) Симону-магу
тут также приписывается ложные похороны и воскресение, что вновь является
свидетельством его конкурентной борьбы с образом Христа. Вряд ли было
подобное соперничество между людьми - Симоном-магом и Иисусом, однако как
персонажи в коллективном воображении как минимум трех веков они соперничали
друг с другом. В христианской традиции с тех пор особенно подчеркивается роль
Симона-мага как "имитатора" Христа, не наделенного, в отличие от
него, даром истинной благодати и божественной харизмой. Поэтому Симон-маг
может лишь выдавать себя "за кого-то великого", не являясь таковым
на самом деле. Церковные историки обыкновенно относятся к фигуре Симона-мага,
как к сопернику и коварному соблазнителю той, древней, христианской паствы,
который пытался "растлить непорочную невесту Христову - святую церковь
своим духовным блудом".
Ходили
также слухи (зафиксированные христианами), будто римляне почтили Симона -
мага статуей с надписью "Симону, святому богу". На самом деле речь
могла идти о статуе древнеримского божества Семона Санка, пьедестал которой с
аналогичной посвятительной надписью и был обнаружен позже при раскопках.
Симон-маг
собрал вокруг себя последователей, которые образовали самостоятельную сексту симониан
и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам - Нероне, то
есть в 54-68 г. н.э., по другим - при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год
н.э.).
По
версии "Римских деяний" там он, чтобы доказать свою власть над
силами небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему
демоны подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей
разбивается о камни насмерть. На самом деле это похоже на метафору взлета и
падения известного человека в обществе. В то же время, находят символическое
соответствие этой истории именам главных персонажей. Так Самария (Шомрон)
откуда родом Симон-маг, переводится как "сторожевая башня", а имя
"Петр" - камень.
Настоящее
время и обстоятельства смерти Симона-мага остаются неизвестными. Отдельные
группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех
столетий, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за
злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.
Считается,
что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Apophasis Megale
(Великое Изъяснение), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль
"священного писания". Из этого произведения сохранились
существенные фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита
Римского (2 век н.э.), полемизировавшего с различными еретическими
"лжеучениями". Однако, по всей видимости, это Изъяснение было
составлено уже после смерти Симона-мага, или его самым известным учеником,
тоже самаритянином, Менандром, или даже еще более поздними последователями из
симониан. Это тоже в некотором роде дублирует историю Нового Завета, однако
может быть обычным для духовных учителей и их последователей начала нашей
эры.
По
словам христианских авторов, Симон-маг утверждал, что послан в мир самим
Господом, так как управлявшие Землей ангелы стали плохо справляться со своим
делом, будучи поглощены непрестанной борьбой за первенство, а род
человеческий пришел в окончательный упадок и одичание. Соответственно, спасти
мир в состоянии лишь радикальная смена религиозной парадигмы,
подготавливаемая и проповедуемая самим магом и его сподвижниками. Руководствуясь
подобными же соображениями в течение всей христианской эпохи и по сей день
появляются и выступают все новые и новые ересиархи.
Чтобы
его весть была услышана и принята всеми народами, Симон-маг якобы явился
перед соотечественниками-самаритянами как Бог-Отец, перед членами первых
иудео-христианских общин - как безвинно убитый и воскресший Бог-Сын, а перед
язычниками - как Святой Дух, облекшийся плотью. Таким образом, он соединил в
себе три ипостаси верховного христианского Божества.
В основе
бытия, по учению Симона - мага, лежит огонь, имеющий как явную, так и тайную
сущность. Из огня, путем эманации произошли три брачные пары: ум и
помышление, звук и имя, рассуждение и переживание.
При Симоне
- маге постоянно находилась очень красивая женщина, звавшаяся Еленой, которую
он представлял как свою (т. е. Бога) первую Мысль, или Софию - Премудрость,
заключенную в человеческую плоть. Во время его проповедей эта Мысль, иногда
представала в виде абсолютно нагой Истины. Симон - маг, как и многие первые
христианские гностики, предполагал существование метемпсихоза (то есть
переселения душ после смерти в другое тело). Считалось, что Симон и Елена,
как сам Бог и Премудрость Божия, странствовали из тела в тело и,
совершенствуясь в мудрости, оставляли по себе громкую память в веках. В
частности, утверждалось, что именно эта Елена за много веков до этого была
знаменитой Еленой Троянской.
Христианские
авторы по этому поводу в один голос заявляли, будто Симон-маг нашел свою
Софию именно после посещения дома терпимости в финикийском городе Тир, уведя
оттуда особенно приглянувшуюся ему блудницу. Однако современные авторы
полагают, что Елена из Тира могла быть не обычной проституткой, а
"священной блудницей" из святилища Астарты, чей знаменитый храм
существовал в Тире и был описан еще Геродотом. Также она могла и не быть
блудницей, поскольку легче всего обвинить женщину неизвестного происхождения
и рода занятий именно в подобном образе жизни. И все же по единодушному
мнению современников, среди симониан был распространен т.н. "мистический
блуд", и о них говорили, что они "живут сладострастно и употребляют
любовные заклинания, заговоры и иные приворотные средства; оттого среди них
так много женщин, сбившихся с пути".
Современные
исследователи подмечают, что действия сексуально-магического характера
изначально являлись неотъемлемой частью гностических инициаций. То же, кстати
сказать, характерно и для неогностических движений, вроде современных телемитов.
Это бывают именно ритуальные действия, нацеленные не на "удовлетворение
низших инстинктов", а на приобщение к сокровеннейшему таинству
"мистического брака", т. е. на восстановление состояния изначальной
недуальности, в которой пребывал идеальный небесный прототип человека.
В
отличие от апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из
кратчайших путей к постижению Бога. Потому он и снискал себе славу
могущественнейшего чародея своего времени. К примеру, когда он желал
обратиться к помощи духов, то совершал следующую манипуляцию: записывал на
куске пергамента свою просьбу или обращение, ставил посреди святилища
раскаленную жаровню и бросал в нее свои записи вперемешку с именами духов и
магическими заклятиями. Через недолгое время "начинало казаться, будто
божественный Дух овладевал волхвом, который погружался в такое состояние, что
мог ответить на любой вопрос. При этом над пламенеющей жаровней появлялись
фантастические привидения, а иногда огонь спускался прямо на те предметы, на
которые он указывал, или же вызванное им божество, пересекая комнату,
прочерчивало в своем полете огненные круги". Так, в глазах своих
соперников, он был не только ересиархом, но и волшебником - теургом.
Говорилось
также, что поскольку спасение достигается не добрыми делами, но знанием,
даруемым свыше, человеческая жизнь не нуждается в моральных запретах и все
допустимо. Подобное утверждение могло бы быть тенденциозным христианским домыслом,
однако негативное отношение к симониатам как к "очень плохим
колдунам" свидетельствует, скорее, именно об искажении моральных норм
внутри этого духовного течения.
Современные
исследователи справедливо характеризуют (по тем же отрывкам из "Великого
Изъяснения") Симона-мага как "учителя", обладающего отличной
способностью к синтезу различных религиозно-философских и эзотерических
систем и традиций своего времени. И в тоже время отмечают его несколько
облегченный подход ко всем положенным в основу его доктрины мистическим и
философским идеям. Все это вместе характерно для многих эклектических
духовных учений и сект как недалекого прошлого, так и настоящего.
Легенда
о Симоне-маге была хорошо известна в средние века, в частности в Германии.
Она вошла в "Императорскую хронику" - немецкую поэму середины 12
века, и имевшую широкое распространение. Так легенда о Симоне-маге была
хорошо знакома и протестантским богословам и демонологам 16 века. О нем
говорилось, в частности, что в латинском окружении Симон использовал прозвище
Faustus ("благодатный"). И в 16 веке в Германии появляется вначале
быть может один, затем многие люди, называющие себя Фаустус, именно в честь
мага - соперника апостолов. Германские Фаусты путешествуют, составляют
гороскопы, рассказывают о своих магических подвигах. Им верят, но помнят о Симоне
- самаритянине. В народе живет образ странствующего колдуна с дурным
характером. Образованные люди приписывают немецкому Фаусту и черного пса
(позже так ярко проявившегося у Гёте), и Елену Прекрасную, сопровождавшую
доктора Фауста в конце его жизни, также как Симона - мага, только уже
вызванную им из царства мертвых. Фаусту приписывают неудачный полет с
венецианской башни (однако не смерть). Литературные обработчики легенды о
Фаусте, в частности Гёте, вводят и другие элементы непосредственно из легенд
о Симоне-маге: кроме черного пса-спутника, это создание гомункулуса, которого
в "Клементинах" творит Симон-маг с Еленой, а в "Фаусте"
Гёте - сам доктор, создавая себе ученика - Вагнера.
|