Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Древняя Азия
ИСТОКИ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ЛЕГЕНДЫ И ГИПОТЕЗЫ
Казалось
бы, что общего между венграми, темноволосыми импульсивными южанами с карими и
черными глазами, и финнами — белокурыми, голубоглазыми, слегка медлительными
северянами?
Но
общее есть. И те и другие относятся к финно-угорской группе и говорят на родственных
языках. Когда обособились эти два народа? Почему оказались на разных концах
Европы?
Однозначного
ответа на эти вопросы пока нет. Тем более нет ответа на вопрос, что сталось с
финикийцами, лигурами, шумерами, этрусками. Все они приходили на свое тогдашнее
место обитания неизвестно откуда и, как правило, превосходили по уровню
развития аборигенные народы. До сих пор неясно, откуда приобрели те же шумеры
свои познания в математике и астрономии и, главное, зачем они им были нужны?
Ниже
делается попытка хотя бы частично ответить на два последних вопроса, опираясь
на предположения и гипотезы, которые классическая наука пока что не приемлет.
Считается,
что шумеры появились в Южном Двуречье (Нижней Месопотамии), на территории,
расположенной в нижнем течении рек Тигр и Евфрат» на юге современного Ирака,
в конце IV — начале III тысячелетия до н.э. Они смешались с местными
жителями, объединявшимися здесь в земледельческие общины еще 8000 лет тому
назад. Откуда пришли шумеры, до сих пор не выяснено. Судя по их собственным
преданиям — «из-за
моря», с востока или юго-востока. Своим древнейшим поселением они называли Эреду, самый южный
из городов Месопотамии, ныне городище Абу-Шахрейн. Загадкой остается и
шумерский язык, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с
одной из известных языковых семей.
Согласно
шумерской мифологии, решающую роль в становлении их цивилизации сыграло некое
существо, полурыба-получеловек по имени Оаннес. Вот что говорит о его роли в
самый ранний период истории шумеров жрец храма бога Мардука, вавилонский
историк Белрушу (по-гречески Берос), живший на рубеже IV— III вв. до н.э.:
«...Вначале они (шумеры) жили в большой нужде и не имели над собой никакой
власти, словно дикие звери. Но появилось существо, обладавшее человеческим
умом, которое они называли Оаннес. Оаннес вынырнул из моря Эритрейского, в
том месте, где оно примыкает к Вавилонии. Все его тело было телом рыбы, но
поверх рыбьей головы у него была голова человека, а из-под рыбьего хвоста
виднелись человеческие ступни. Его голос был таким же, как у людей, а его внешний вид народ
помнит до сих пор. Он проводил целые дни среди людей без еды объяснял им, как
пользоваться буквами,
обучал их уменью делать разные вещи, строить дома, города и храмы, обмерять и
возделывать землю, сеять и убирать урожай и дал им все, что делает жизнь
удобной и приятной».
Белрушу
добавляет, что Оаннес не мог есть ту пищу, которой питались люди, а на ночь
возвращался в глубины моря, потому что умел дышать под водой. Исходя из
сказанного выше, можно предположить, что Оаннес — образ собирательный, что он
и подобные ему разумные существа прибыли к шумерам откуда-то извне на
каком-то неизвестном объекте, который оставался в море и на котором, в
частности, находилась пригодная для них пища. Сравнение с рыбой наводит на
мысль, что Оаннес был одет в защитный комбинезон, изготовленный из материала,
не известного местным жителям. Ряд ученых, изучающих историю возникновения
шумерской цивилизации, считают, что Оаннес и его собратья.— существа реальные
и являлись, вероятно, либо жителями Атлантиды, либо инопланетянами.
Предположение
о существовании в прошлом цивилизации шумеров впервые высказали не историки и
не археолога, а... лингвисты. В процессе первых же попыток расшифровки
ассирийских и вавилонских клинописных текстов они столкнулись буквально с мешаниной
из иероглифических, слоговых и буквенных языковых символов. Это не только
усложняло прочтение текстов, которые датировались IV—III тысячелетиями до
Н.э., но и наводило на мысль, что их язык восходит к некоей гораздо более
древней, первоначально иероглифической письменности. Так появилось первое
косвенное, но вполне научное подтверждение сведений о существовании на рубеже
V—IV тысячелетий до н.э. в Нижней Месопотамии шумерского народа.
Однако
вопрос о существовании шумеров оставался лишь научной гипотезой до тех пор,
пока в 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак,
не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской
цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел
статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там
раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные
таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами. Среди множества
найденных предметов была и статуя из камня диорита зеленого цвета,
изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие
признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета
искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в
оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию
до н.э., то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско-вавилонской
культуры.
Наиболее
интересными и информативными произведениями прикладного искусства, найденными
в ходе продолжавшихся раскопок, оказались шумерские печати, самые ранние
образцы которых датируются примерно 3000 г. до н.э. Это были каменные цилиндрики
высотой от одного до шести сантиметров, нередко с отверстиями: по-видимому,
многие владельцы печатей носили их на шее.
На
рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и
рисунки.
На
первом секторе таблички видно, как экипаж включает аппаратуру посадочной
системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее
намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой
космонавтов Мавдуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из
сохранившихся надписей во втором секторе таблички. В третьем секторе
приводится последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю.
Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Ниньи».
Четвертый сектор содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во
время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, вести
корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.
По
мнению французского ученого Мориса Шателена, круглая табличка представляет
собой не что иное, как руководство по космическим полетам с приложением
соответствующей карты-схемы. Здесь приведен, в частности, график
осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны момент и
место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включения тормозных
двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также
расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку. Все сведения
сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о
высоте и скорости полета, кошрые следует соблюдать при выполнении упомянутых
выше этапов.
Известно,
что и египетская, и шумерская цивилизации возникли внезапно и для обеих был
характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых различных сферах
человеческой жизни и деятельности, в частности в области астрономии. Изучив
содержание шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках Захария Ситчин
пришел к заключению, что в Древнем мире, охватывавшем Египет, Ближний Восток
и Месопотамию, должно было существовать несколько таких мест, где могли
совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук, И такие места,
скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах
говорится как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких
цивилизаций были действительно обнаружены.
Согласно
клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над
Землей воздушный коридор, простирающийся над бассейном рек Тигр и Евфрат. А
на поверхности Земли этот коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших
роль «дорожных указателей», по которым мог ориентироваться и при
необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку
космического корабля. Самым важным из таких пунктов была, несомненно, гора
Арарат, возвышающаяся более чем на 5000 м над уровнем моря. Если провести на
карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с
воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом 45°. В
точке пересечения этих линий находился шумерский город Ситщар (дословно
«Город Птицы»). Здесь и находился древний космодром, на который садились и с
которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук.
К
юго-востоку от города, вдоль осевой линии воздушного коридора,
заканчивавшегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой
линии или с небольшими (до 6°) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии
друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов; Киш, Ниппур,
Ларса, Ибира, Лагаш, Эриду. Центральное место среди них — и по расположению,
и по значению — занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр
управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший
главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку. Все эти пункты
стали, выражаясь современным языком, «градообразующими предприятиями», вокруг
них постепенно выросли поселения, превратившиеся в дальнейшем в крупные
города.
На
протяжении ста лет планета Мардук находилась на достаточно близком расстоянии
от Земли, и именно тогда к землянам из космоса регулярно наведывались
«старшие братья по разуму». Расшифрованные клинописные тексты позволяют
предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и
что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках
десанты из механических роботов или биороботов.
В
шумерском сказании о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урук в
период 2700—2600 гг. до н.э., упоминается древний Город Баальбек, находящийся
на территории современного Ливана и известный, в частности, развалинами
гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой
точностью каменных блоков, вес которых достигает ста и более тонн. Кто, когда
и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих
пор. Для нас, но не для авторов упомянутого эпического повествования. Они
точно знали, что в древнем городе жили боги: «Это был город, где жили те, кто
повелевал. А жили там аннунаки, и охраняли их разящие насмерть лучи».
Согласно
текстам глиняных табличек, аннунаками шумеры называли «богов-пришельцев»,
которые прибыли с другой планеты и обучили их грамоте передали свои познания
и навыки из многих областей науки и техники...
|