Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
На территории России и СНГ
В ПОИСКАХ МОГИЛЫ СВЯТОГО МАТФЕЯ
На дне
озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен
святой Матфей — один из апостолов Христа, пишет корреспондент журнала «Итоги»
Е. Зигмунд.
Церковное
предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть,
его последователи укрыли тело святого от поругания; Якобы останки одного из
четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского
легионера. По одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное
упокоение на территории современной Киргизии — на берегу озера Иссык-Куль. «Иссыккульская
версия» вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что
легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии.
Например,
митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о
неоспоримом факте: «Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу
озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении». В
последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с
новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек
представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьезных исследователей
одновременно, независимо друг от друга пришли к выводу, что тело апостола Матфея
скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль. Возможно,
христианский мир действительно стоит на пороге сенсации.
Святой Матфей
— одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы
остается загадкой на протяжении двух тысячелетий. Несколько стран претендует
на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности,
утверждают, что мощи евангелиста еще в I в. н.э., то есть сразу после смерти,
попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео
в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола
было найдено при раскопках одного из лангобардских замков. Сейчас
кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для
паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких
документальных свидетельств в пользу такой гипотезы на сей день не имеется.
Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально
следующее: «До старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся
в Салерно принадлежат апостолу евангелисту Матфею...» Таким образом, Ватикан не
утверждает однозначно, что мощи из Салерно принадлежат евангелисту.
Зато в
пользу центральноазиатской версии говорит один важный документ. В середине
XIX в. известный русский ученый Семе-нов-Тян-Шанский, оказавшись в Венеции,
получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную
в 1375—1377 гг. Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на
изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на
северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: «Место, называемое
Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело
святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте здание с крестом было
соединено прямой линией с Иерусалимом.
В 1857
г. Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего
путешествия он пытался найти следы «монастыря братьев армянских». Но от иссыкульских
киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол,
некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными И богатыми
поселениями, но Бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду В
доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки,
выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро
прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько
доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших
родственников.
Семенов-Тян-Шанский
следов монастыря на побережье не обнаружил, но высказал предположение, что он
вполне мог существовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушел
под воду.
Любопытно,
что неподалеку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог
находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет — в 1882 г. —
был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не
сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из
такого прочного дерева что их и топор с трудом берет. Сегодня на месте
Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь,
уверяли, что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на
несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой...
Однако
мог ли на берегу Иссык-Куля в I тысячелетии существовать христианский
монастырь? Могли ли первые христиане достичь областей, столь удаленных от
Средиземноморья? Ученые на эти вопросы отвечают утвердительно. Благодаря
проведенным археологическим исследованиям сегодня известно, что в Центральной
Азии в свое время обосновались христиане-несториане.
Несторианство
«как религиозное течение возникло в Византии в первой половине V в. Особо
влиятельны были несториане в Сирии — в те времена византийской провинции. В
431 г. это учение было объявлено ересью, его основателя, константинопольского
патриарха Нестория, отправили в ссылку, а его сторонников подвергли гонениям.
Сначала несториане бежали в Персию, затем в Среднюю Азию. Некоторые из них
добрались до Таласской и Чуйской долин.
Тому
есть целый ряд археологических доказательств по берегам Иссык-Куля: на
городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг нее.
На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чем
свидетельствуют могильные камни (кайраки) с эпитафиями и погребения, где
находили бронзовые и нефритовые несторианские кресты. Кайраки с изображениями
крестов были найдены на городище Бурана. Кроме того, на Иссык-Куле нашли
покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать
апостолов. Керамика с крестной символикой была обнаружена повсеместно как в
долинных частях Киргизии, так ив ее высокогорных районах. Следов пребывания
христиан в Прииссыккулье сравнительно немного, но те, что найдены, являются
сегодня неоспоримым фактом.
Теперь
ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относительно возможности
существования монастыря и «матфеевой могилы» в Курментинской бухте. Ведь
каталонская карта, на которую он ссылался, не дает четкого указания на
какое-то строго определенное место. Таким образом, нельзя исключить, что
древний монастырь находится на территории одного из затопленных городов. К
началу 1990-х гг. учёным было известно, как минимум, о шести ушедших под воду
Иссык-Куля древних населенных пунктах: это Койсары, Дархан, Долинка, Койсуу, Тору-Айгыр
и Тюп. В тихую погоду сквозь толщу хрустальных вод можно было видеть то
полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зализанных
волнами. В принципе любое из вышеназванных городищ могло иметь отношение к
предмету поиска. Начались методичные подводные исследования, в ходе которых
археологи с аквалангами обнаружили помимо названных остатки еще семи античных
и средневековых поселений. В прибрежных водах они нашли множество керамики,
каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском
«зверином стиле», фундаменты строений. Впрочем, древние предметы по берегам
Иссык-Куля находят то и дело. В их числе были бронзовые топоры и светильники,
необычной вытянутой формы черепа представителей племени гуннов, целые и
разбитые глиняные кувшины и горшки.
Но
ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось.
Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым
малоизученным остается город Тюп, расположенный как раз в Курментинской
бухте. Археолога не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале
XX в., по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны
под водой, то уже к 1950-м гг. они не просматривались. Причиной тому могло
стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда
же, в середине 1950-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте
пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали
прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре
сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно
происшествие: в 1920-х гг. из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся
некто Успенский — бывший офицер-белогвардеец. С собой он привез план-схему, переданную
ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено
место укрытия сокровищ — где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля,
недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они
взялись за Лопаты, но так ничего и не нашли. Может быть, просто плохо искали?
Сегодня,
если идти методом исключения, именно город Тюп, как наименее исследованный и
к тому же расположенный в том месте, где по версии Семенова-Тян-Шанского
некогда находился «монастырь братьев армянских», и может являться местом
захоронения мощей святого. По крайней мере, именно к такому выводу сегодня
склоняются некоторые историки. Доктор исторических наук вице-президент
Национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских посвятил изучению данной
проблемы многие годы: «У меня практически не осталось сомнений, что именно
здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря.
В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Ученые
уверены в успехе предстоящей) мероприятия и в настоящее время заняты поиском
спонсоров для серьезного исследования».
|