Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Древняя Европа
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ АМАЗОНОК
Без страха и ячменя
Не
только греки и римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях с
племенами воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и
египетской истории (сохранился, в частности, папирус эпохи Рамсеса И). Однако
никто не говорил об этом чаще греков, да и само название — амазонки —
придумано ими.
В
первый раз они упоминаются в «Илиаде» — поэме, написанной в VIII в. Название
их племени могло переводиться как «безгрудые» (a-mazos) поскольку, по
преданию, амазонки сызмальства выжигали правую грудь, чтобы «было удобнее
натягивать лук и бросать копье» (Курций Руф). Возможно и более прозаичное
объяснение. Слово «амазонки» мы вправе возвести к греческому a-maza, то есть
«живущие без ячменя». Иначе говоря, амазонки — это кочевницы, не знавшие
земледелия. Скифы же судили воительниц по их делам и звали «людоубийцами».
Случайно
ли греки вновь и вновь вспоминали амазонок? Возможно, в глубокой древности им
и впрямь не раз приходилось сталкиваться с дикими, воинственными племенами,
где верховодили женщины. По преданию, во II тысячелетии до н.э. такие племена
жили в Малой Азии. Их царство простиралось от Черного до Средиземного морей,
а его центром были окрестность реки Фермодонт и город Фемискира в Малой Азии.
Согласно
Геродоту, амазонки отделились от скифов — кочевого племени, происходящего из
Северного Ирана. После Троянской войны они удалились на восток и, по
Геродоту, вновь смешались со скифами. Так возник народ савроматов, где
пришлые амазонки были равноправны с мужчинами. О местных же жительницах
воинственные гостьи отзывались так: «Мы с вашими женщинами жить не можем, ибо
у нас неодинаковые с ними обычаи. Мы занимаемся луком, стрелами, лошадьми, а
женским работам не учились; у вас же ничего сказанного женщины не делают, а
делают работы женские, сидя в своих повозках» (Геродот).
Малая
Азия, Скифия, Понт Эвксинский... «Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба
занесла...» мир греческий соседствовал с миром легендарных амазонок, и
соседство это, возникшее на полпути из мифа В явь, менее всего можно назвать
добрым. «Эта бранная гроза намерена дотла всех греков выжечь», — говорит об
амазонках один из персонажей «Пентесилеи» Г. фон Клейста, трагедии, где
действие происходит у стен Трои и где в смертельном сражении истребляют друг
друга греческие юноши и азиатские девы.
Предание
гласит, что амазонки пять раз подступались к Афинам, грозя истребить всех
жителей. Греки побеждали их, но не могли разбить. В последнем, безжалостном
бою греки и чужестранные девы сошлись именно во время Троянской войны.
Амазонки были окончательно разбиты. «О сонм бессмертных, что же будет с
нами?»
Уцелевшие
кочевницы скрылись среди отрогов и ущелий Северного Кавказа, где их якобы
встречали еще в XVII в.
Это же
слово «якобы» сопровождает и первые упоминания греков об амазонках: они
откровенно мифологичны. В одном из таких мифов любимый греческий герой Геракл
отправляется добыть волшебный пояс Ипполиты (по другой версии, Антионы),
дочери бога войны Ареса и царицы племени амазонок, который сделал Ипполиту
неуязвимой для любого оружия — ведь его подарил сам Арес.
С
тяжелым сердцем Геракл отправился в путь. Амазонки обратили в бегство даже
храбрых аргонавтов. Ни тени малодушия они не выказывали в бою, зато славились
изощренным умом. Автор «Аргонавтики», Аполлоний Родосский (295—215 до н.э.),
так представлял их: «Сражение не кончится бескровно, ведь амазонки любят
только силу. Они же дочери Ареса»: Девы-воительницы менее всего были склонны
рассуждать и обсуждать — привычка звала их действовать.
Геракл
готовился к худшему, но вышло иначе. Ипполита радушно приняла гостя и
подарила чаемое: «Пояс ему пестроцветный сама Ипполита вручила» (Аполлоний
Родосский). Все бы ничего, но вмешалась мстительная богиня Гера, мечтавшая
погубить 1еракла, ведь тот был незаконным сыном ее супруга. Немедля она
отослала к амазонкам зловредную Молву. Та лживо стенала и печалилась о том,
что царица будет похищена чужестранцем. Разгневанные амазонки решили
расправиться с Гераклом. Тому пришлось укрыться на корабле вместе с войнолюбивой
Ипполитой, и лишь приплыв в Афины, беглецы почувствовали себя в безопасности.
Однако
месть амазонок не заставила себя ждать. Они появились под стенами Афин, где
правил в то время Тесей. Битва выдалась столь кровавой, что память о ней
пережила многие столетия.
Еще
Плутарх (ок. 46—125), посещая Афины, видел там памятники, напоминающие о
войне с амазонками. По его словам, победа над ними праздновалась здесь каждый
год, и пышностью своей этот праздник затмевал даже победу над персами: «Здесь
издревле приносилась жертва амазонкам перед праздником в честь Тесея», Видел
он также массовое захоронение амазонок: «Могилы убитых находятся вблизи
улицы, которая ведет к нынешним Пирейским воротам». Их погребения можно было
найти и в других областях и городах Греции: в Фессалии, Херонее и Мегарах.
Именно признание историка и философа Плутарха считается сегодня доказательством,
что сражения греков с амазонками в самом деле являются историческим фактом, а
не выдумкой поэтов.
Что же.
до беглянки Ипполиты, то, по словам Плутарха, «она умерла, сражаясь на
стороне Тесея, пораженная копьем Молпиады, причем в честь ее была поставлена
колонна возле храма Геи Олимпийской». По другим данным, она была убита людьми
Тесея, либо самим Тесеем, либо Пентесилеей
|