Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Древняя Европа
СТОУНХЕНДЖ: ВЕЛИКАЯ КНИГА
ТАЙН... ИЗ КАМНЯ
Самый известный
и удивительный из сохранившихся до наших дней кромлехов, то есть
доисторических мегалитических сооружений из камня, — это, вне всяких
сомнений, Стоунхендж в Англии. Данный памятник доисторической архитектуры
сложен в виде круговой ограды из двух типов обтесанных каменных глыб, который
доставляли с Презелийских гор к месту строительства в течение нескольких
столетий. А Презелийские горы находятся больше чем в 200 км от Стоунхенджа.
И тут
возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить
неподъемные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Ответов
существует превеликое множество. Вернее даже не ответов, а скорее
предположений.
Согласно
старинной кельтской легенде, необычайные сооружения сотворил волшебник Мерлин.
Это он, великий кудесник, собственноручно перенес громоздкие каменные глыбы
из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что к северу от
городка Солсбери в графстве Уилтшир, и возвел там пережившее века святилище —
самый знаменитый на Британских островах, да и во всем мире, мегалит.
Стоунхендж,
напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных
вертикально крупных камней. Такую ограду археологи называют кромлехом. И
построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетием до Рождества
Христова — в пять больших по времени этапов.
Еще в
1136 г. английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья
сии были завезены издалека». Мы же с вами, полагаясь на данные современной
геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для
строительства мегалита действительно были каким-то образом доставлены с
запада, но .3 никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Помимо того,
80 т менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом затем
устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса,
расположенного в западной части Англии (в частности из Пембрукшира). И
произошло это уже на втором этапе строительства, то есть во второй половине
III тысячелетия. Из Презелийских каменоломен на юго-западе Уэльса так
называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде — во всяком случае,
так предполагает известный английский археолог профессор Ричард Аткинсон. А
более точно — по морю и рекам в глубь страны. И наконец - завершающий отрезок
пути, «парадный», который спустя несколько столетий, в 1265 г., получил
название, сохранившееся до наших дней, правда, несколько в ином значении:
«авеню» — о нем будет сказано позднее. И тут уже действительно впору
восхититься силой и долготерпением древних.
Не
меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотесов. Ведь большая часть
кровельных плит знаменитого дольмена, как еще называют мегалитические
сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а многие опоры — порядка
нескольких центнеров. Кроме того, требовалось еще найти подходящие глыбы,
перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определенном
порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком,
было равносильно трудовому подвигу.
В самом
деле, при строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей:
крепкие валуны — так называемые эоловые столбы — из эйвберийского песчаника,
из которых складывали трилиты — те же дольмены, или вертикальные каменные
блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг
всего сооружения; и более мягкие долерйты, входящие в состав рудных и
угольных пластов. Долерит — это похожая на базальт магматическая порода
синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название—- синий камень.
Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического
сооружения.
Хотя
синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи,
заключен тайный смысл всего сооружения.
Первое,
на чем единодушно сошлись ученые, — геологическое происхождение долеритов: их
родина — Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам
кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения исследователей
разошлись. Споры главным образом вызывал допрос: действительно ли люди из
нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту постройки
мегалита или же камни смещались сами по себе — по мере смещения ледников во
время четвертичного периода, то есть задолго до появления человека? Конец
спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции
гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к
тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.
Теперь
археологи могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение
мегалитических глыб — следствие грандиозной человеческой деятельности. Но
ответов на многие другие вопросы, связанные с «как» и «зачем», пока не
найдено.
От Презелийских
гор до Стоунхенджа по прямой — 220 км. Однако, как известно, прямой путь не
всегда самый короткий. Так ив нашем случае: с учетом непомерной тяжести
«груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.
К тому
же надо было построить соответствующие транспортные средства. Известно, что в
новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, —
они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно
археолога обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трех
семиметровой длины Долбленых челнов, скрепленных поперечинами. Таким
тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырехтонных
каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран
при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса являлся самым
удобным, да и укромных бухт, на случай непогоды, там имелось предостаточно.
|