Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
ДРЕВНЕЕ ДРЕВНИХ
ДРЕВНИЕ ЛИНЗЫ: КТО ИХ ИЗГОТОВИЛ?
От лучей смерти до древнеегипетской
оптики
То, что
оптические технологии древности вовсе не являются иллюзией, «обманом зрения»,
можно понять, если внимательно перечитать классиков, хорошенько порыскать в
музейных каталогах и заново истолковать некоторые мифы. Одним из самых очевидных
примеров из последней области является легенда о божественном огне, который
передавали людям разные герои, как это случилось с Прометеем, — достаточно только принять, что
люди обладали инструментами, способными «получить огонь из ниоткуда.
Греческий
автор Аристофан вообще впрямую говорит в своей комедии «Облака» о линзах,
которыми разжигали огонь еще в V в. до н.э. То же самое умели делать, судя по
всему, и друиды. Они использовали прозрачные минералы для того, чтобы
выявлять «невидимую субстанцию огня».
Но
наиболее яркое применение такой технологии мы встречаем у Архимеда с его
гигантскими зеркалами. Нет необходимости напоминать здесь обо всем научном
вкладе этого гения, родившегося в Сиракузах и жившего с 287 по 212 г. до н.э.
Однако обязательно нужно сказать, что во время осады Сиракуз в 212 г. римским
флотом Клавдия Марцела Архимед сумел поджечь римские триеры, сфокусировав и
направив на них солнечные лучи при помощи огромных, предположительно
металлических зеркал.
Правдивость
данного эпизода традиционно ставилась под сомнение вплоть до 6 ноября 1973
г., пока Иоаннис Сакас не повторил его в порту Пирей и при помощи 70 зеркал
не поджег маленькое судно.
Свидетельства
этого впоследствии забытого знания встречаются повсюду, обнажая тот факт, что
жизнь людей древности была гораздо богаче и изобретательнее, чем порой
способен признать наш консервативный разум. Именно здесь лучше, чем где-либо,
оправдывается старая поговорка, что мир видится в зависимости от цвета
стекла, через которое мы на него смотрим.
Другая
важная находка, с которой знакомит нас Темпл, это плод тяжелых трудов в
области библиографии и филологии. Именно им посвятил свое время доктор Майкл Вейтцман
из лондонского университета, он показал, что термином «тотафот», который
употребляется в библейских Книгах Исхода и Второзаконие для обозначения
филактерии, закреплявшихся на лбу во время религиозной службы, изначально
назывался некий предмет, который помещался между глаз.
И в
результате перед нами еще одно описание очков, причем, по мнению Вейтцмана,
лучшего знатока древней иудейской истории в Англии, — очков, которые
происходят из Египта.
Нет
ничего странного, что в стране фараонов были знакомы с ними даже до того, как
там появились собственно фараоны. Ведь только так можно объяснить наличие
микроскопических рисунков на ручке ножа из слоновой кости, который нашел в
1990-х гг. доктор Гюнтер Драйер, директор Немецкого института в Каире, на
кладбище Омм-эль-Кабб в Абидосе. Удивительно, что нож датируется додинастической
эпохой, т.н. «периодом Нагада», то есть примерно ХХХ1У в, до н.э. Другими
словами — он был изготовлен 5300 лет назад!
Эта
настоящая археологическая загадка представляет нам, — что можно оценить
только при помощи лупы, — череду человеческих фигур и животных, чьи головы не
превышают одного миллиметра. Темпл, судя по всему, абсолютно убежден, что
оптические технологии появились в Египте и использовались не только при
изготовлении миниатюрных изображений и в повседневной жизни, но и при
строительстве и ориентации зданий в Древнем царстве, а также для производства
разных световых эффектов в храмах посредством отполированных дисков и при
исчислении времени. Вставные глаза у статуй IV, V и даже III династий были
«выпуклыми кристаллическими линзами, совершенно обработанными и
отполированными», они увеличивали размер зрачков и придавали статуям оживший
вид.
В
данном случае линзы делались из кварца, а доказательства изобилия его в
Древнем Египте в большом количестве можно найти в музеях и книгах по
египтологии. Таким образом, получается, Что «Око Гора» было еще одним типом
оптического прибора.
|