Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
ДРЕВНЕЕ ДРЕВНИХ
ДРЕВНИЕ ЛИНЗЫ: КТО ИХ ИЗГОТОВИЛ?
Миниатюрные модели времен Плиния
Древние
ссылки на линзы относительно легко прослеживаются уже со времен Плиния
Старшего (I в.), хотя, как мы увидим далее, подобные указания можно
обнаружить и в «Текстах пирамиду которым более 4000 лет, и даже еще раньше —
в том же Древнем Египте.
В своей
«Естественной истории» Плиний описывает трудоемкую работу с миниатюрными
предметами, которой занимались Каликрат и Мирмекид, два древнеримских
художника и ремесленника, примерно в таких словах: «Каликрату удавалось
изготовлять модели муравьев и других крошечных созданий, чьи части тела
оставались невидимыми для остальных людей. Некий Мирмекид заслужил себе славу
в той же области, сделав маленькую повозку с четырьмя лошадьми из такого же
материала, столь крошечную, что ее могла закрыть своим крылышком муха, и
такого же размера корабль».
Если уж
рассказы Плиния производят большое впечатление, то ничуть не менее волнует
упоминание о миниатюрной копии «Илиады», выполненной на столь малом куске
пергамента, что вся книга могла поместиться в ореховой скорлупе, о чем первым
говорит Цицерон, автор предыдущего столетия. Чем ближе к нам, тем чаще
классические авторы включают в свои произведения данные об этих ныне
потерянных предметах, изготовление которых, очевидно, требовало использования
оптических приборов.
По
словам Темпла, «первым современным автором оптических приборов — если не
считать увеличительных стекол — был итальянец Франческо Веттори, который в
1739 г. создал микроскоп. Веттори был знатоком античных гемм и говорил, что
видел некоторые из них, размерами с половину зерна чечевицы, которые, тем не
менее, были искусно обработаны, что он считал невозможным, если не признать,
что у древних были мощные увеличительные приборы».
Именно
при работе с древними украшениями становится очевидным существование ныне
утерянной оптической технологии.
На нее
интуитивно указывали многие специалисты на протяжении нескольких веков, тем
не менее, данная увлекательная область истории науки почему-то осталась
совершенно неизученной. Карл Ситтл, немецкий искусствовед, еще в 1895 г.
утверждал, что существует портрет на камне диаметром едва в 6 мм Плотины
Помпеи, супруги римского императора Траяна, которая жила в I в. Ситтл указывал
на него в качестве примера использования оптических средств увеличения
древними резчиками.
В
историческом музее Стокгольма и музее Шанхая хранятся артефакты из разных
металлов, таких как золото или бронза, на которых отчетливо заметна
миниатюрная работа, так же как и на многочисленных глиняных табличках из
Вавилона и Ассирии видны выдавленные микроскопические клинописные знаки.
Подобные крошечные надписи были настолько многочисленны, прежде всего в
Греции и Риме, что Роберту Темплу пришлось отказаться от идеи все их
разыскать и классифицировать. То же самое характерно и для самих линз,
которых он и не надеялся найти больше нескольких штук, но в английском
издании своей книги приводит целых 450!
Что
касается стеклянных сфер, использовавшихся в качестве зажигательных стекол и
для прижигания ран, они тоже сохранились во множестве в различных музеях,
несмотря на свою хрупкость, но всегда были классифицированы как сосуды для
хранения специальных жидкостей.
|