Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Центральная и Южная Америка
ПОГРЕБЕННЫЙ ГОРОД САУАШИ
Уже
практически век, со времени их обнаружения археологами, ученые спорят о
происхождении в перуанской пустыне Наска громадных и не очень геометрических
фигур и рисунков, так называемых геоглифов («гео» — в переводе с греческого —
земля, «глиф» — вогнутая линия). Выдвигаются самые разные гипотезы, зачастую
противоречащие друг другу. Итальянский же археолог Джузеппе Орефичи, однако,
полагает, что можно объяснить эти загадочные фигуры пустыни Наска, если
обратиться к канувшему в Лету Городу Сауаши — колыбели цивилизации Наска.
С середины
XVI в., после завоевания империи инков Писарро, в разных вариантах в
Латинской Америке стала ходить легенда о том, что на пустынных равнинах
перуанского юга, между Андами и Тихим океаном, находятся странные
геометрические фигуры. Такие громадные, словно их сделали какие-то «гиганты».
Откуда
они появились и что означают? Может быть, как утверждают Некоторые, это
беговые дорожки для «олимпиоников» доколумбовского периода? Или магические
знаки шаманов? А может быть, гигантские рисунки соответствуют нашим знакам
зодиака? Или являются своеобразным звездным календарем? Но проведенные
недавно компьютерные расчеты показывают что только двадцать процентов
найденных в Наска линий, стрел и иных геоглифов соответствуют астрономическим
обозначениям.
Швейцарский
исследователь следов пришельцев Эрих фон Деникен считал, что трапециевидные
формы многих геоглифов -~ не что иное, как посадочные площадки космических
кораблей.
Пришельцы
с других планет были приняты аборигенами пустыни Наска за богов. И местные
жители стали преклоняться перед ними и рисовать животных — своеобразные
гигантские кодовые знаки для общения с этими богами.
Археолог
Джузеппе Орефичи на сегодняшний день считается в научном мире самым крупным
ученым и лучшим специалистом по изучению пустыни Наска. Вот уже семнадцать
лет подряд онло Полгода проводит в древнем городе Сауаши, вернее на том
месте, где он когда-то был расположен, пытаясь найти связь между геоглифами и
древней цивилизацией- В местечке рядом с Сауаши, в двенадцати километрах на
северо-запад от геоглифов, находятся следы поселения, где итальянский
археолог обнаружил ряд интереснейших вещей, наведших его на мысль о том, что
ключ к разгадке тайны геоглифов находится именно в погребенном Сауашии
Он
считает, что Сауаши был колыбелью и центром цившшзации пустыни Наска. После
определения «контуров» этого древнейшего города его первоначальный вид был
воссоздан с помощью компьютерной графики. В центральной части Сауаши, чуть
правее, располагался большой собор или иное культовое сооружение, налево —
большие пирамиды. Удивительно, но местные жители, в то далекое время не
знавшие письменности, были способны строить пирамиды высотой до двадцати
метров и по периметру сто девять метров. Они даже построили в городе
оригинальный водопровод и колодцы на разных уровнях, которые работают и по
сей день!
Все
здания и сооружения в Сауаши были выполнены на семи уровнях и строились из
кирпича-сырца. Археолога нашли и захоронения, частично уже разграбленные
кем-то. Отсутствие в захоронениях хоть какого-либо оружия, даже ритуального,
подсказывает ученым, что местные жители, скорее всего, были очень мирными
людьми. В одном гигантском некрополе площадью 24 км2 обнаружены захоронения
200—300 тысяч аборигенов. Так что «гигантизм» был вполне свойствен им, и
поэтому влияние «потусторонних сил» на Наска оказывается под сомнением. Все
сделали сами земляне, считает Джузеппе Орефичи!
Археологи
нашли трепанированные и мумифицированные черепа. Нашли трепанированную
голову, превращенную в мумию, с какой-то веревкой. Ученые полагают, что это
не что иное, как приношение богам. А перед Подношением богам голову, скорее
всего, несли привязанной за веревку к чему-то и затем подвешивали на что-то.
В могилах также были найдены и трогательно сотканные фигурки, которые
сохранили двухтысячелетнкда историю ритуалов Наска. Такие разукрашенные
трехсантиметровые «куколки» украшали церемониальную ткань, используемую во
время ритуалов. Сохранилась и большая гамма цветов {по крайней мере 250!). Не
менее поражает и очень тонкая работа изготовления «куколок», датируемых
специалистами III в. до н.э. Краски настолько сохранились, что, кажется,
изделия были созданы только вчера. Но в том нет ничего удивительного: климат
в Наске очень сухой.
Было
найдено даже расшитое «пальто» одного из жителей Наски, на котором находилось
более пятисот «куколок» с поднятыми руками или играющими на музыкальных
инструментах. Археологи считают, что это также элементы ритуала.
На
мысль о том, что гигантские геоглифы были созданы местными жителями, наводит
и факт обнаружения горшков удивительно современной формы с рисунками, схожими
с геоглифами.
Горшки
датируются V и VI вв. до н.э. Находки, как думают ученые, свидетельствуют о
древней, очень развитой цивилизации, господствовавшей в загадочной для нас
пустыне Наска.
Цивилизация
эта владела математикой и геометрией. Правда, как считает итальянский
археолог, жители Сауаши допускали в своих расчетах ошибки. Но, по его мнению,
вопрос о том, как наносились геоглифы на местность, снят с повестки дня!
Некоторые фигуры выполнены с дефектами, что свидетельствует о таких
математических просчетах.
По
мнению археолога, все три различных типа геоглифов — спирали-звери, линии,
стрелы — относятся примерно к 500 г. до н.э. Сначала люди Наски «рисовали»
спирали. Затем они стали создавать более сложные геоглифы в виде птиц,
пауков, обезьян, касаток, кошек... Словом, изображать то, что их окружало. И
лишь после такой — для них «примитивной» работы — приступали к строительству
городов с оригинальными инженерными коммуникациями, например с водопроводом,
что было особо актуально для очень сухого засушливого климата.
Для
города Сауаши «золотой» век приходится между III и IV вв. — порой расцвета их
цивилизации. Но в конце IV в. природа преподнесла пустыне Наска, которая в то
время была не совсем пустыней, два катаклизма: землетрясение и наводнение
одновременно! В итоге город оказался погребенным под слоем песка,
уничтожившего почти все. Кстати, этим временем датируются и последние геоглифы
— линии и стрелы. Потеряв веру в Бога, который принес местному народу такую
кару, аборигены перестали наносить геоглифы. Что интересно: итальянскому
археологу Джузеппе Орефичи математический метод расчета геоглифов подсказали
местные индейцы. Они также сообщили, что сначала делались небольшие модельки
этих гебглифов, а затем они многократно увеличивались уже на местности. Может
быть, эти индейцы и есть потомки представителей цивилизации, создавшей геоглифы?
Точного
ответа на свой вопрос ученые пока не получили. Смущает и другое
обстоятельство: почему некоторые рисунки (трапеции и «абстрактные» линии),
выполненные в пустыне, отсутствуют на найденных горшках в засыпанном городе Сауаши?
Может, существовала еще одна не известная нам, цивилизация?
|