Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Центральная и Южная Америка
НОВЫЕ НАХОДКИ В ПУСТЫНЕ НАСКА
Первым увидел
геометрические фигуры на знаменитом плоскогорье Наска американский археолог
Поль Косок. Ученый с изумлением всматривался с борта самолета в невероятный
калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших пустыню в трехстах
километрах от столицы Перу Лимы. Абсолютно прямые линии рассекали плоскогорье
по всем направлениям и убегали за горизонт, как бы «не замечая»
возвышенностей и ущелий. А между городами Наска и Пальпа раскинулся
уникальный в своем роде «зоопарк пустыни» — гигантские очертания птиц, змей,
обезьян, китообразных и даже насекомых. Потом выяснилось, что техника
нанесения гигантских фигур была довольно простой: следовало лишь сдвинуть
камни, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. На такую работу уходили
годы, зато изображения могли сохраняться в этом засушливом районе
тысячелетиями!
Поль
Косок предположил, что перед ним — гигантский астрономический календарь. 21
июня 1939 г. ученый увидел на закате дня, как Солнце садилось точно на
пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Позже он нашел линию зимнего
солнцестояния и еще больше утвердился в правильности своей догадки
относительно смысла калейдоскопа в перуанской пустыне. Но надо было
отождествить и другие фигуры плоскогорья с астрономическими объектами. За эту
сложнейшую задачу взялась помощница Поля Косока, немка по национальности,
Мария Райхе.
Она в
свое время уехала из Германии, спасаясь от фашизма, поселилась в перуанском
городе Куско, где работала учительницей, потом закончила математический
факультет местного университета и, владея испанским и английским языками,
стала профессиональной переводчицей. В этом качестве Мария Райхе и
познакомилась с Полем Косоком.
Поручение
заняться разгадкой тайны пустыни Наска Мария восприняла как подарок судьбы.
Отныне и на многие десятилетия она связала свою жизнь с этим удаленным горным
местом...
С
редкой самоотверженностью и скрупулезностью отнеслась Мария к новому для себя
делу.
Целых
семь лет ушло у нее на составление первых приблизительных карт и топографических
планов плато площадью пятьсот квадратных километров, испещренного загадочными
рисунками.
В 1947
г. исследовательница получила возможность пользоваться вертолетом Первый раз
она летела, свесившись за борт на веревках, и в таком положении фотографировала
гигантские изображения. Ведь они видны только с высоты птичьего полета! Потом
знакомый инженер сконструировал специальную подвеску — стало относительно
безопаснее. Почти все светлое время суток Райхе проводила в пампе — так
называют местные жители пустыню. Ручной рулеткой ода обмерила 788 фигур!
Работала одна, поэтому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений
ей удалось закончить лишь К 1956 г., последнюю — когда Марии уже было хорошо
за восемьдесят.
«Первая
дама Наски» скончалась в 1998 г. в возрасте 95 лет. Ее дом в городке Ика
(недалеко от знаменитого плоскогорья) превращен в музей, одна из улиц Ики
теперь носит имя Райхе. В городке установлен бюст подвижницы, а в Наске в ее
честь названа одна из школ.
В Ике
живет продолжательница дела Марии Райхе — Виктория Никитцки, переселившаяся
сюда в начале 1990-х гг. из Австрии. На протяжении последних 10 лет жизни
Марии она была ее ближайшей подругой и помощницей.
«Для
древних народов положения Солнца и Луны служили календарем» — рассказывала
Мария Райхе журналистам. — По нему определяли приход весны и осени, сезонные
колебания водного режима, а следовательно — сроки посева и сбора урожая.
Именно поэтому зДесь так много линий — около 13 тысяч!» Однако известный
астроном, автор книги «Кроме Стоунхенджа» Дж. Хокинс, проанализировал
очертания фигур на плоскогорье Наска с помощью компьютера и заявил после
завершения работы: «Компьютер разбил вдребезги теорию
звездно-солнечно-лунного календаря!» И действительно, далеко не все фигуры
удалось отождествить с астрономическими объектами.
Согласно
гипотезе москвички Аллы Белоконь, изображения в Наске нанесены сверху потоком
направленной энергии. Многие контуры очерчены сложным движением «рисующего
луча» — колебательным, вращательным и поступательным. А это — типичные
маневры НЛО! По-видимому, изображения наносились управляемым потоком энергии
с регулируемым соплом. Если такая гипотеза верна, то рисунки адресованы не
нам, а прибывающим к нашей планете инопланетянам.
В
молодые годы Мария Райхе крайне скептически относилась к инопланетным
объяснениям тайны пустыни. Но на закате своих дней она стала терпимее
относиться к альтернативным гипотезам. В интервью журналу «Курьер ЮНЕСКО» она
однажды заявила: «Совершенство пропорций этих изображений, достигающих порой
размеров 200—300 м, наводит на мысль, что они, возможно, предназначались для
небесных зрителей... Как бы там ни было, но эти фигуры навсегда останутся в
числе величайших творений человеческого гения!»
Международная
экспедиция под руководством итальянского археолога Джузеппе Орефичи провела
раскопки на плоскогорье Наска и обнаружила здесь, в частности, погребальные
одежды, относящиеся к III в, до н.э. и сшитые из тканей, имеющих нити более
двухсот расцветок! Одежды хорошо сохранились, и на них видны фигуры богов и,
как ни странно, исполнителей на музыкальных инструментах. Кстати, там же
найдены глиняные флейты, на которых можно играть и сегодня!
Поразили
археологов и раскопанные здесь своеобразные колодцы со спиралевидными
спусками к центру с диаметром наверху 18 м и глубиной 15 м. Спиралевидные
сходы вели к подземным водным источникам и охранялись жрецами. Далекие
предшественники ныйешних перуанцев были прекрасными земледельцами. В борьбе
за живительную воду они проявили потрясающее трудолюбие и высокое инженерное
искусство, создав широко разветвленную ирригационную систему из колодцев,
резервуаров и подземных водоемов. Эффективность их такова, что признано
целесообразным начать реставрацию всего ирригационного комплекса.
В
шестидесяти километрах к северу от нынешнего города Наска археолога нашли
более сотни древнейших петроглифов (рисунков, выбитых на скалах). Основной
мотив рисунков — бог Кот, считавшийся одним из главных богов древних
перуанцев. По их верованиям, жизненная сила человека сосредоточена в его
голове, поэтому человеческие головы приносились в жертву богам. На месте
былого расположения религиозного центра Кахуачи археологи обнаружили
несколько мумифицированных голов. В основном это были головы врагов местных
племен, но встречались и головы сородичей — мужчин, женщин и даже детей.
Очевидно, они тоже стали объектами жертвоприношений.
Перуанский
летчик Эдуардо Гомес де ла Торре в 1986 г. сфотографировал 87 ранее
неизвестных изображений в малоисследованной пампе Сан-Хосе недалеко от Наски
и подарил их музею в Лиме. Ранее, в 1980 г., подобный калейдоскоп фигур был
обнаружен в перуанской провинции Арекипа в тысяче километров к юго-востоку от
Лимы. Наверняка подобные произведения существуют и в других районах земного
шара. Например, в Эффингтоне (Англия) популярна «Белая лошадь», вычерченная
на земле, в штате Огайо (США) — «Большая змея». Гигантские рисунки, похожие
на изображения в Наске, имеются также в пустыне Мохаве в Калифорнии.
В 1980
г. вертолетчики Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана обнаружили
на плато Устюрт (бассейн Аральского моря) загадочные стреловидные
изображения. Они выглядели как овальные фигуры длиной 800—900 м и шириной
400—600 м. Эти овалы с втянутой внутрь горловиной и двумя стрелами,
указывающими на север, выложены камнями высотой около метра и имеют следы
скрепляющего раствора.
Одна из
гипотез считает стреловидные фигуры Устюрта загонами для мигрирующих куланов
и сайгаков. Но тогда непонятно, почему все «загоны» сориентированы на север и
тянутся на добрую сотню километров? Кто и зачем выполнил эту тяжелейшую
работу, любоваться которой могли на протяжении многих столетий только птицы,
до сих пор неизвестно.
|