Сто великих тайн Древнего мира
Николай Николаевич Непомнящий
Африка
Цивилизация Ифе
В
первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось
добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа
йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы
Африканского континента и нашли там развалины некогда могущественного
государства, которое так называлось по имени своей столицы, расположенной на
крайнем северо-востоке страны. Судя по преданиям, правители Ойо некогда
подчинялась огромная территория, включавшая почти всю Нигерию, а также
современные Дагомею и Того. По имени одного из населявших ее народов Ойо
называли еще Йоруба.
Легенды
йоруба рассказывали о том, что когда-то на месте земли была вода. Решив
создать мир, бог Олорун сбросил е неба цепь, по которой на землю спустился
мифический предок народа Йоруба Одудува. Он основал город Ифе и стал в нем
править. Ему наследовал сын — великий воин Ораньян, у которого появилось бесчисленное
потомству. Так город Ифе стал местом зарождения человечества.
Внутри
страны йоруба процветали торговля и ремесла. Ремесленные изделия Ойо,
особенно ткани, славились далеко за его пределами. Однако все это осталось в
далеком прошлом.
Европейские
путешественники застали государство уже в состоянии глубокого упадка. Они
проезжали через огромные укрепленные города с населением сорок, шестьдесят,
сто тысяч человек и убеждались в том, что люди почти забыли свои бывшие
умения и достижения. Глинобитные крепостные стены разрушались, крепостные рвы
зарастали травой и кустарником, а по караванным тропам рыскали отряды
охотников за рабами...
В 1825
г. практически все члены экспедиции Клаппертона, в том числе рои сам, погибли
от тропических болезней во время похода к реке Нигер. На родину удалось
вернуться лишь самому молодому из путешественников — Ричарду Лендеру (ему был
21 год). В 1829 г. вышел в свет его двухтомный труд «Материалы последней
африканской экспедиции Клаппертона» и чуть позже трехтомное сочинение
«Путешествия по Африке для исследования Нигера до его устья». Эти работы
вызвали в Европе еще больший интерес к изучению Черного континента.
В 1910
г. немецкий ученый Лео Фробениус отправился в новое путешествие по Нигерии.
Еще задолго до приезда в страну он слышал легенды о царском городе Ифе от
западноафриканских рабов, увезенных на чужбину.
В
Нигерии Фробениусу невероятно повезло. Буквально с пер-вьгх шагов ему удалось
сделать замечательные открытия, среди которых оказался легендарный Ифе. На
задворках полуразвалившегося дворца местного правителя Фробениус впервые
увидел валявшиеся на земле куски разбитой красновато-коричневой терракотовой скульптуры,
изображавшей лицо человека. В последующие дни экспедиция нашла или выменяла у
африканцев еще несколько терракотовых изделий. Фробениус заметил, что местные
жители довольно легко расстаются со скульптурами, которые они сами некогда
нашли в древних святилищах. О глиняных фигурках он говорил: «Это были следы
очень древнего и прекрасного искусства. Они являлись воплощением симметрии и
утонченности формы, которая напоминала Древнюю Грецию и указывала... на
существование высокой древней цивилизации».
Еще
одна значительная находка— бронзовая, несомненно очень древняя и прекрасная
скульптура — была сделана членами немецкой экспедиции в роще, посвященной йорубскому
богу моря Олокуну. Фробениус вспоминал: «Перед нами лежала голова
изумительной красоты, чудесно отлитая из бронзы, правдивая в своей
жизненности, покрытая темно-зеленой патиной. Это был сам Олокун, Посейдон
Атлантической Африки».
Среди
прочих приобретений наиболее странными казались скульптурные головы с кляпами
во рту, украшавшие бронзовые сосуды.
Результаты
немецкой экспедиции произвели сильнейшее впечатление на научные и даже
литературно-художественные круги Европы. Немалую роль в этом сыграли
увлекательные книги самого Лео Фробениуса — «И Африка заговорила» и «Дорогами
атлантов». Последнее название не случайно, но об этом позже.
Итак, в
начале 1990-х гг. перед ученым миром встала загадка Ифе. Прекрасные в своем
совершенстве, и законченности бронзовые и терракотовые реалистические
скульптурные портреты мужчин и женщин почти в натуральную величину. По стилю
они близки к античным, но черты лица скульптур из Ифе типично негроидные. Кем
они были созданы и когда?
Каким
образом зародилась в Ифе техника изготовления бронзовых скульптур? Местные
жители не могли дать на эти вопросы удовлетворительного объяснения. Археологи
и искусствоведы ломали головы над загадкой их происхождения. В наше время
большинство ученых склоняются к тому, что скульптуры изображают местных
богов, царей или придворных и, по всей вероятности, первоначально стояли в
алтарях, где им поклонялись при отправлении культа предков.
Очевидно,
в древнем Ифе верили, что фигура предка служит посредником между загробным
миром и живыми людьми, Лео Фробениус выдвинул собственную гипотезу о
происхождении древней цивилизации Западной Африки, обнаруженной в Нигерии,
никем не подтвержденную и не опровергнутую до сих пор.
«Я
утверждаю, — писал он в 1913 г. после археологических изысканий в Ифе, что
Йоруба с ее пышной и буйной тропической растительностью, Йоруба с ее цепью
озер на побережье Атлантического океана, Йоруба, чьи характерные особенности
довольно точно обрисованы в сочинении Платона, — эта Йоруба является
Атлантидой, родиной наследников Посейдона, бога моря, названного ими Ойркуном,
страна людей, о которых Солон сказал: они рас-пространили власть свою вплоть
до Египта и Тирренского моря».
Интересно,
что Фробениус видел «явное сходство» между культурой йоруба и
средиземноморской культурой древних этрусков, так как у тех и у других
найдены столь совершенные по исполнению терракотовые скульптуры, выполненные
в сходной художественной манере. Кроме того, Фробениус утверждал', что вся
западная цивилизация является цивилизацией атлантов, от Британии до Ливии.
Что касается йоруба и этрусков, то до сих пор неизвестно, где находилась
прародина этих великих народов, так что, вполне вероятно, ею действительно
могла быть погибшая Атлантида.
|