Серия «100 великих»: Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий
Андрей Юрьевич Низовский
ТАЙНЫ ИСТОРИИ
КЕМ ТЫ БЫЛ, СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК?
Благодаря
знаменитой пьесе Эдмона Ростана и некоторым описаниям в нашем сознании
личность Сирано ассоциируется с образом бесшабашного и остроумного француза
Но существует другой, действительно таинственный Сирано де Бержерак Во многих
своих произведениях он описывает мир, который не мог существовать в XVII веке
Информация кажется подчас невероятной и странной, так как совершенно не
соответствует нашим представлениям ни об интеллектуальном, ни о научнотехническом
потенциале того времени. Что это — фантастика позднего средневековья или
отголоски каких-то реальных знаний? Сирано де Бержерак родился в 1619 году в
Париже.
В 1637
году, закончив образование в колледже при Парижском университете, он в короткое
время прославился виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных
дуэлях Потом по настоянию своего друга Н. Лебре поступил на службу в
действующую армию, но, получив несколько тяжелых ранений, в 1640 году
возвратился в Париж, где на некоторое время окунулся в светскую жизнь. Вскоре
он неожиданно и резко изменил свое поведение, образ жизни и увлекся книгами С
этого момента жизнь Сирано изобилует «белыми пятнами». Мы можем лишь
догадываться о причинах резкого изменения его увлечений и поведения. Он
познакомился с известнейшими философами-материалистами, учеными, писателями
Франции того времени — П. Гассенди, Т Лормитом и другими.
Существует
предположение, что некоторые из его друзей являлись членами ордена
розенкрейцеров, бывали в Индии и имели возможность познакомиться с
достижениями древнеиндийских мудрецов. Возможно, Сирано был знаком с
произведениями Демокрита, Пирона, Кампанеллы, Кардано. Есть данные о том, что
члены ордена Розенкрейцеров действительно обладали некими научными
«секретами» и знаниями, не соответствовавшими уровню научных достижений
Франции эпохи кардиналов де Ришельє и Мазарини. Так, в одной из книг этого
ордена содержится описание таинственных машин, «вечных» ламп, аппаратов
искусственных песен и т.д.
Де
Бержерак вскользь упоминает о том, что большинство сведений и «секретов»
члены ордена Розенкрейцеров получили при контактах с существами других
планет, более осведомленными о законах материальной Вселенной. Анализ трудов
Сирано де Бержерака показывает, что и он сам был знаком с этими странными
«техницизмами». В книге «Путешествие на Солнце» Сирано формулирует (правда, в
достаточно архаичной форме) основные принципы термодинамики, теорию
распространения звука, рассказывает об упомянутых «вечных» лампах, с
которыми, по-видимому, были хорошо знакомы древние жрецы. Мы не знаем даже
принципа работы загадочных ламп, но то, что они могли существовать в
действительности, говорят археологические находки и исторические
исследования. При изучении внутренних помещений египетских пирамид и подземных
храмов на фресках не было обнаружено копоти. А копоть неминуемо должна была
оставаться от использования факелов, так как иных источников света, по
современным представлениям, у древних египтян не было. Попытки объяснить этот
феномен применением разнообразных зеркал для передачи солнечного света не
увенчались успехом — лучи затухали еще до того, как попадали к месту работы
художника.
В 1936
году при раскопках вблизи Багдада были обнаружена странные сосуды, которые,
как показали исследования, оказались электрическими батареями, позволявшими
получать ток напряжением 0,25— 0,5 вольт с силой до 0,5—5 миллиампер.
Некоторые исследователи склонны считать эти сосуды конденсаторами, служившими
для накопления электрической энергии. А совсем недавно на фреске подземного
египетского храма было обнаружено изображение странного сосуда, строение и
детали которого позволяют серьезно говорить о знакомстве древних египтян
принципом действия электрической лампы накаливания. На фреске изображен
большой, конусовидно расширяющийся, п всей видимости, стеклянный сосуд. Его
выпуклая часть находится на специальной подставке, напоминающей современный
фарфоровый изолятор который каждый видел на опорах линий высоковольтных
передач. Противоположную, узкую часть сосуда венчает некий «патрон». От него
отходит длинный шланг или кабель, соединенный с устройством, похожим ні
современный электрический рубильник с четко прорисованными ножами-контактами.
В середине сосуда проходит слабо изгибающаяся полоса похожая на спираль
современных ламп накаливания...
Интересно
отметить, что возраст багдадских «электрических батарей» и фресок со «светильником»
археологи оценивают в несколько тысяч лет' Может, напрасно мы приписываем
Сирано контакт с представителями внеземной цивилизации, если все эти
«техницизмы» были известны задолго до него? Оказывается, нет, и прежде всего
потому, что его знания и представления древних имели, вероятно, один и тот же
источник. Сирано де Бержерак неплохо разбирался в корпускулярной теории
света, которую только через сто лет после него сформулировал великий русский
ученый М.В. Ломоносов. Знал Сирано и о существовании давления света на
поверхность. Этот эффект позднее был предсказан Дж. К. Максвеллом и в 1899
году подтвержден на практике профессором В. П. Лебедевым.
В
трудах Сирано содержится и много других достаточно странных технических
описаний. Он много внимания уделял ракетной технике и другим средствам
перемещения в космосе. Анализ этих описаний позволяет выделить семь основных
видов передвижения. Если дать волю фантазии, оставаясь при этом в рамках
современных научных представлений, то можно предположить, что первый способ
полета основан на испарении какой-то жидкости под действием тепла или другого
источника энергии; второй способ — на расширении и воспламенении некоего
рабочего тела внутри замкнутого объема с помощью специального устройства «икосаэдра»
с оптической системой линз. Третий способ — движение с помощью механизма,
преобразующего энергию взрыва в поступательное движение с огромной скоростью
Четвертый способ — полет на воздушном шаре. Пятый, шестой и седьмой способы
полета, возможно, основаны на гравитационном взаимодействии тел. Конечно,
сейчас, когда мы не знаем принципа действия гравитации на предметы,
дискутировать о реальной применимости этого способа полета сложно.
Отметим
лишь, что ученый Гиппергер в 1888 году выполнил расчеты, из которых
следовало, что скорость распространения тяготения может более чем в 500 раз
превышать скорость распространения света Может, этот результат не совсем
точен, но он показывает, что на такой скорости долететь до ближайшей звезды
можно за 2—3 суток. Сирано рассказывает и об устройстве космической
трехступенчатой ракеты (причем детали и подробности повествования не могут
быть плодом воображения), описывает невесомость, эффекты, возникающие при
торможении и разгоне ракеты в космическом пространстве и... свои личные
ощущения! Такое невозможно выдумать, основываясь только на впечатлениях,
возникающих при верховой езде или в карете. В книге «Государство Луны» Сирано
де Бержерак рассказывает о своем полете из предместья Парижа в Канаду, в
район реки Св. Лаврентия, на каком-то аппарате с двигателем
«испарительно-росяного» типа. На это путешествие он потратил 5—6 часов. Так
как расстояние между этими географическими точками около шести тысяч
километров, то скорость полета Сирано превышала скорость авиалайнера Ту-154!
В
других главах этой же книги Сирано де Бержерак говорит о бесконечности вселенной,
о ее разумных обитателях, рассказывает о бесконечности атома и т. д. Сирано
утверждает, что «Солнце — огромное тело которое в 434 раза больше Земли».
Современные астрономы говорят, что по диаметру наше светило превосходит Землю
в 109 раз, а по массе — в 333 434 раза. Возникновение этого расхождения можно
объяснить либо ошибочными представлениями самого де Бержерака, либо тем, что
его друг Н. Лебре при редактировании книги убрал первые три цифры, посчитав
их слишком фантастическими. Кроме того, Сирано упоминает об огромных
светящихся городах, передвигающихся по лунной поверхности. Он указывает, что
эти огромные сооружения могут за неделю перемещаться на расстояние до тысячи
лье (4400 километров), то есть со средней скоростью около 30 километров в
час. Казалось бы, бред, вымысел. Между тем современные астрономические
наблюдения за лунной поверхностью позволили зафиксировать» неоднократные
перемещения каких-то неидентифицированных источни ков света.
В США
сводка таких наблюдений опубликована в «Хронологическом каталоге сообщений о
лунных событиях» (технический рапорт НАСА Г-277, 1968 год), в России — в
журналах «Астрономический вест ник». В упомянутом рапорте сообщается, что в
районе Моря Спокойствия американские астрономы Харрис и Кросс 18 мая 1964
года наблюдали белое светящееся пятно, перемещавшееся по лунной поверхности
со скоростью 32 километра в час и уменьшавшееся в размерах. 24 мая 1964 года
те же наблюдатели следили за движением по поверхности Луны другого светового
пятна, двигавшегося с переменной скоростью 32—80 километров в час на
протяжении двух часов. В работах Сирано встречаются описания странных
приборов и аппаратов, предназначенных для записи и воспроизведения звуков!
Вот
как, например, де Бержерак описывает устройство, похожее на современный
радиоприемник: «Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши
стенные часы, наполненные мелкими пружинками (возможно, это электрическое
сопротивление. — Авт.), крошечными механизмами. Это действительно книга, но чудесная
книга, которая не имеет страниц и букв. Наконец, это книга, где можно
учиться, не используя зрение — нужно только слушать. Если кто-либо захочет
прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами,
затем читатель поворачивает стрелку (возможно, шкальная система настройки. —
Авт.) на ту главу (то есть соответствующую длину волны. — Авт.), которую он
хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить ка< бы
человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные
звуки». В этом описании остается только один вопрос — где во Франции XVII
века Сирано де Бержерак ухитрился обнаружит! передающую радиостанцию? Может,
у него уже в те времена была радиоили иная связь с представителями некой
внеземной цивилизации (ВЦ)? В другом месте «Дневников» Сирано описывает
другую «книгу, переплет которой выточен из целого алмаза, куда более
блестящего, чем наши...» Некоторые детали в описании этого «техницизма»
позволяют предположить, что Сирано де Бержерак рассказывает о телевизоре XVII
века! А может быть, сказка о золотом яблочке, катящемся по серебряному
блюдечку и позволяющему при этом видеть «земли дальние и чудеса заморские»,
является отголосками знаний древности об электронах, попавших на серебристые
экраны телевизоров?..
В
пользу реальности контакта Сирано де Бержерака с представителями других
цивилизаций говорит следующий отрывок из его книги: «Они (то есть
инопланетяне. — Авт.) тоже тело, но не такие, как мы; и вообще не такие, каких
мы можем себе представить, ибо в просторечии мы называем телом лишь то, до
чего можем дотронуться. Впрочем, в природе нет ничего, что не было бы
материальным, и хотя они сами материальны, все же, когда они хотят стать для
нас видимыми, им приходится принимать такие формы и размеры, которые доступны
нашим органам чувств; поэтому-то многие думают, что истории, которые о них
рассказывают, всего лишь бредни малодушных, тем более что они являются людям
лишь по ночам... Тела эти не что иное, как тем или иным образом сгущенный
воздух, поэтому свет, несущий с собой тепло, разрушает их, подобно тому, как
он рассеивает туман...»
Удивительно
созвучны с этим описанием мысли основоположника космонавтики К.Э.
Циолковского, высказанные в отношении возможного облика представителей иных
миров: «...Были прошлые времена, когда материя была в миллиарды раз легче,
чем сейчас самая легкая... И все эти миры породили существ разумных, но почти
невещественных — по их малой плотности...»
Все
изложенное — только гипотеза, тем не менее вопрос остается: с кем же дружил
загадочный Сирано де Бержерак?
|