Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ДОСПЕХИ
ЛЖЕДМИТРИЯ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ АРСЕНАЛЕ
В XIX
веке едва ли не центральное место в парковом ансамбле Царского Села занимал
Царскосельский Арсенал. Еще во времена императрицы Елизаветы в царскосельской
роще был построен охотничий павильон, который при императоре Александре I был
превращен в небольшой четырехбашенный замок полуготического стиля. Английский
архитектор Адам Менелас первоначально задумал его как один из павильонов
паркового ансамбля, и новый замок сначала вошел в число жилых покоев царской
семьи. В нижнем этаже замка разместились две приемные комнаты, прихожая, зал,
кабинет, библиотека и спальня; в верхнем — большой зал и несколько боковых
кабинетов, а в подвальных помещениях — хозяйственные помещения и комнаты для
прислуги.
В
царствование императора Николая I, известного своим пристрастием к хорошему
оружию и рыцарской старине, этот небольшой замок был превращен в своего рода
оружейную палату. Свою коллекцию Николай I стал составлять еще в 1811 году, и
члены царской семьи старались дарить государю-императору что-нибудь
особенное. Впоследствии традицией стало дарить царю трофейное оружие, добытое
в бою. Родоначальницей царской коллекции стала турецкая сабля, взятая у одного
паши во время Дунайской кампании и подаренная императору генералом графом
А.Ф. Ланжероном. Потом к этой сабле присоединились трофеи персидские и
турецкие кампаний 1820-х годов и войны на Кавказе, а также удачно
приобретенное оружие в Дели и Калькутте.
В 1834
году Царскосельский Арсенал торжественно распахнул свои двери, и внешний вид
старинного рыцарского замка пришел в полное соответствие с его внутренним
наполнением.
Анфилада
прекрасных комнат начиналась с «Прихожей», которую украшали одетые в броню
рыцари, создававшие иллюзию караульной стражи. Первой в череде была так
называемая «Албанская комната», в которой была собрана ценнейшая и
необыкновенно разнообразная коллекция восточного вооружения с роскошной
отделкой — персидского, турецкого, кавказского, китайского, японского...
В
обширном зале «Огнестрельного оружия» по сторонам стояли две фигуры
черногорцев, одетых в национальные костюмы. На стенах зала висели портреты
исторических лиц: например, славный полководец XVI века герцог Фарнезский был
изображен в вороненых латах с серебряными и золочеными украшениями. Сверху
лат на нем «надет» кожаный кафтан и красный шарф, к которому с правой стороны
привешен кинжал для левой руки. Французский «король-Солнце» Людовик XIV
представлен в полуброне, золоченной гербовыми изображениями, а шведский
король Карл XII «одет» в свой обычный синий мундир с супервестом из желтой
кожи.
Посреди
зала «Огнестрельного оружия» стояли винтовки и пирамида снарядов,
изготовленных на Тульском оружейном заводе. Здесь же были выставлены
охотничьи ружья и роскошные пистолеты, сделанные самыми известными
мастерами-оружейниками XVIII века: Зенгера из Вены, парижского мастера Лепажа,
Буте — оружейника Версальского завода.
В окнах
«Комнаты Императрицы» светились швейцарские и немецкие витражи XVI—XVII
веков, стояла кровать под балдахином с занавесками и стеганым одеялом из
китайского атласа, расшитого цветами и фигурами. Кровать с обеих сторон
«охраняли» два максимилиановских доспеха. Такие желобчатые доспехи из
полированной стали были введены в употребление императором Максимилианом I в
конце XV века; они и составляли боевое вооружение немецких рыцарей до
половины XVI века. Эти доспехи надевали император Николай I и его сын,
будущий император Александр II, во время торжественной карусели, устроенной в
Царском Селе в 1842 году.
В этом
празднике участвовали 16 кавалеров и их дамы. Дамы были одеты в средневековые
костюмы, а кавалеры выступали в доспехах; младшие великие князья одеты были
пажами того времени. Рыцарский кортеж, предшествуемый музыкантами и
герольдами, выступил из Арсенала и, проехав через парк, выстроился на
площадке перед Александровским дворцом, где начинались кадрили.
На
втором этаже замка главным помещением был «Рыцарский зал», представлявший
собой правильный восьмиугольник с высокими стрельчатыми потолками и высокими
полукружиями окон. В полном вооружении кругом зала стояли на пьедесталах семь
конных рыцарей в полном вооружении. При входе в зал, справа и слева,
расположились бронзовая мортира и бронзовая пушка, особенно замечательная
своими прекрасными украшениями. Здесь представлен Геракл, поражающий Цербера;
вдоль наружной части орудия изображены «Суд Париса», свергнутый с небес
Меркурий, Юпитер со своим орлом и громоносными стрелами, занятые уборкой
винограда амуры, будто скопированные со знаменитой картины П. Веронезе «Похищение
Европы».
В 1870
году Арсенал пополнился отдельными частями парадного рыцарского вооружения,
которое (по предположению Е.А. Кеммерера — хранителя всех царскосельских
сокровищ) было заказано в Германии для Лжедмитрия. Это были двое наручей и
два длинных набедренника, состоящих из 14 пластин. Доспехи были сделаны из
вороненого железа и украшены травленными крепкой водкой и вызолоченными
полосками. Богатый рисунок этих полосок представляет самые разнообразные
узоры, воинские атрибуты и овальные медальоны, в которых был расположен
двуглавый царский орел, увенчанный открытой короной с пятью концами, над
которой возвышается крест. Наколенники и налокотники также были украшены
изображениями царских орлов.
Большие
оплечья доспехов были сделаны в виде опахала, продолжающегося и на спинном
прикрытии; с обеих сторон они украшены большими кружками с двуглавым царским
орлом, окруженными тринадцатью маленькими кружками. Верхний из маленьких
кружков вмещал в себя длинный греческий крест, по сторонам которого были изображены
орудия страдания Иисуса Христа. Двенадцать других маленьких кружков
украшались гербами царств и государств, упоминавшихся в титуле российского
императора.
Точно
такие же геральдические эмблемы были изображены и на лицевой стороне печати
Ивана Грозного, которая была приложена к двум договорным грамотам 1583 и 1584
годов.
Царь
Федор Иоаннович, Борис Годунов, Федор Борисович Годунов и Лжедмитрий для
официальных документов употребляли лицевую сторону большой царской печати.
Поэтому геральдические эмблемы на доспехах и позволили Е.А. Кеммереру
предположить, что часть брони была изготовлена для Лжедмитрия — скорее всего
в последние годы XVI или в самом начале XVII веков (не позднее 1613 года). Об
этом говорит и рисунок царского орла, который увенчан всего лишь одной
короной и не держит в своих лапах ни скипетра, ни державы. С избранием на
всероссийский престол державного дома Романовых царский двуглавый орел иногда
изображался увенчанным уже тремя коронами и всегда держащим в лапах скипетр и
державу. А данные рыцарские доспехи скорее всего относятся ко времени
«непродолжительного царствования Лжедмитрия».
|