Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Златоустовские
клинки
К концу
XVIII века Тула продолжала сохранять ведущее положение в оружейном деле
России, но в 1811 году возникла идея организовать еще один оружейный центр,
который бы «разгрузил» Тулу, взяв на себя производство какого-нибудь
определенного вида оружия. Из-за начавшейся Отечественной войны 1812 года
этот проект пришлось отложить, и вернулись к нему только после ее окончания.
Требовалось найти новый центр, который бы размещался в непосредственной
близости от исходных материалов для производства оружия, и, конечно же, его
нужно было обеспечить квалифицированными кадрами.
Выбор
российского правительства пал на уральский городок Златоуст, так как здесь
еще Со второй половины XVII века на базе местных залежей руды действовал
железоделательный завод. Для организации производства «белого» (холодного)
оружия решили пригласить иностранных мастеров, так как в Златоусте
предполагалось изготовлять исключительно клинковое оружие. Из Германии — из Золингена
и Клингенталя — первоначально рассчитывали пригласить 35 семейств общей
численностью более 100 человек. Были заключены соответствующие соглашения, по
которым иностранные мастера обязывались не только непосредственно участвовать
в производстве холодного оружия, но и — что особенно важно! — передавать свой
опыт местным ремесленникам. За каждым иностранцем закреплялось «потребное
число для обучения мастерствам русских мастеровых».
Фабрика
«белого» оружия была основана в Златоусте в 1815 году у горы Таганай, а уже
через год после ее открытия в Санкт-Петербург были отправлены первые изделия.
Основную массу оружия, выпускавшегося этой фабрикой, составляло оружие
строевое, но не менее важным направлением производства стало и изготовление
художественного оружия, или, как оно тогда именовалось, «украшенного». Отчасти
именно с этой целью и приглашались тогда опытные иностранцы.
Однако
заграничные мастера неохотно делились своими секретами. Один из них, Н. Шааф,
уезжая в 1824 году в Петербург, оставил секрет своего производства в
запечатанном конверте, который вскоре затерялся среди множества канцелярских
бумаг. Обнаружен он был только в конце столетия, но к тому времени русские
мастера уже намного опередили своих иностранных учителей.
Сейчас,
оценивая искусство Златоуста, обычно отмечают великолепное убранство клинков,
а о старых оружейниках говорят как о непревзойденных мастерах «гравюры на
стали». И действительно, златоустовский клинок всегда отличим уже одним
только сочетанием покрывающей его позолоты и глубокого по тону воронения, на
фоне которых обычно располагаются сложные и изящные орнаменты или целая
сюжетная композиция.
Наряду
с золочением и воронением, уральские мастера-оружейники возродили забытое в
XVIII веке травление (или «вытравку»), и в совокупности всех этих приемов они
получили основные компоненты для декоративного оформления своих изделий:
клинки у них выходили украшенные позолотой, воронением и гравировкой с
травлением.
Самым
ранним из златоустовских изделий считается парадная сабля, изготовленная для
подарка князю Г.С. Волконскому — известному русскому генералу, служившему под
началом А.В. Суворова и П.А. Румянцева. В 1803—1816 годы Г.С. Волконский был
генерал-губернатором Сибири, куда в то время входил и город Златоуст.
Богатое
убранство сабли позволяет безошибочно отнести ее к «украшенному оружию».
Длина ее — 106,5 сантиметра, длина клинка — 89,3 сантиметра. Клинок украшен
изображением крылатой богини Ники и головами античных воинов, а также
стилизованным растительным орнаментом, гербом князей Волконских и вензелем из
букв ГСВ — Григорий Семенович Волконский. Эфес сабли сделан из гравированной
стали, рукоять — из черного дерева с накладными серебряными звездочками и
монограммой в венке, ножны — железные полированные. Превосходная техника
исполнения и позволила оружейникам, варьируя различные приемы, воплотить свои
замыслы наиболее выразительными средствами.
А между
тем столичный Петербург требовал доставки «украшенного оружия» ежегодно. В
1820 году в российскую столицу была отправлена новая партия художественного
оружия, в которую входили офицерская сабля с вытравленными на клинке сюжетами
сражений, две сабли с «возвышенною позолотой», два палаша тоже с «возвышенной
позолотой» и с изображениями сражений, а также две пехотные шпаги и две
кавалерийские. После получения этого «белого оружия» Горный департамент дал
Златоустовской оружейной фабрике такое указание: «Требуется, чтобы каждый год
была такая доставка, а честь и обязанность начальства должны состоять в том,
чтобы последующая доставка превосходила в совершенстве предыдущую».
Большое
количество «украшенного оружия» было сделано в 1824 году — к приезду в
Златоуст Александра I. Российскому царю поднесли двенадцать художественных
изделий — сабли и шпаги. Некоторые из них были украшены чрезвычайно сложными
рисунками, исполненными позолотой. Тут были и бегство Наполеона из Москвы, и
переход русских войск через Березину, и несколько сражений Отечественной
войны 1812 года. А на одной из сабель была изображена встреча Александра I в
Златоусте с надписью: «Государю Императору счастливый Златоуст».
В первой
половине XIX века Златоустовская оружейная фабрика много работала для
промышленных выставок. Так, на Первой промышленной выставке в Петербурге в
1829 году изделия из Златоуста были признаны одними из лучших экспонатов. На
ней были представлены меч в ножнах из слоновой кости; сабля, украшенная
каменьями с изображением на клинке «мира при Эривани»; сабля с изображением
сражения при Варне и еще одна сабля, на одной стороне которой был представлен
вход русских войск в Париж, а на другой — сражение при Фаршампануазе.
Как уже
говорилось выше, молодые русские ученики не только быстро освоили практику
иностранных мастеров, но и творчески восприняли переданные им навыки. В числе
тех, кто специализировались на изготовлении «украшенного оружия», оказались и
братья Бушуевы.
Происходили
они из семьи живописца и чертежника местного железоделательного завода.
Младший брат, Ефим, известен как талантливый рисовальщик. С именем старшего
брата, Ивана Николаевича Бушуева, связано создание едва ли не самых заменательных
оружейных произведений. Иван Бушуев в расчетных ведомостях значился по
клинковому отделению, но он владел двумя специальностями — был мастером по
выковке клинков и в то же время художником. Первые изделия его не сохранились
(или пока еще не выявлены), а первые подписанные им относятся к 1823 году.
В
художественном отношении из ранних работ И. Бушуева очень интересен охотничий
нож, на обеих сторонах клинка которого, по вороненому и вытравленному крапом
фону, золотом наведен орнамент с изображением сцен охоты. В центре первого
сюжета представлен кабан, преследуемый собаками, одна из которых уже хватает
его за морду, а другая бросается сзади. Впереди пеший охотник пронзает кабана
рогатиной, а позади скачет конный охотник с обнаженным ножом.
На
другой стороне клинка представлена охота на медведя. В центре сюжетной
композиции помещен медведь, поднявшийся на задние лапы. Собаки рвут его —
одна вцепилась медведю в грудь, другая в спину, третья хватает его за ногу.
Спереди охотник пронзает медведя рогатиной, а другой, трубя в рог, подходит
сзади с такой же рогатиной.
Оба эти
сюжета выполнены просто великолепно: мягкая густая позолота выразительно
моделирует формы людей, прекрасно выявлены их мускулатура, а также
стремительные и вместе с тем ритмичные движения.
В 1827
году Иван Бушуев вместе с другими мастерами изготовил так называемый
«Технический кабинет» для поднесения его в подарок наследнику престола.
«Технический кабинет» представлял собой коллекцию холодного оружия в
различных стадиях процесса его изготовления, начиная с простой болванки и
заканчивая готовой шашкой, с соответствующими чертежами. Как лучший
мастер-художник Иван Бушуев был откомандирован (вместе с другим мастером Д. Вольферцем)
в Петербург — для сопровождения туда «Технического кабинета» и на случай,
если потребуются добавления и исправления художественной отделки. В октябре
1827 года «Кабинет» был представлен российскому императору и наследнику
престола, которые были очень довольны произведением златоустовских мастеров и
дали ему блестящую оценку — «как в отношении технической цели, так и за
совершенство отделки, ясность и точность вещей».
Все,
кто принимал непосредственно участие в изготовлении «Технического кабинета»,
были представлены к награде. Директор оружейной фабрики Оливьер, унтершихтмейстер
И. Бушуев и оружейный мастер Д. Вольферц получили бриллиантовые перстни, а
остальным мастерам было выдано 600 рублей награды путем раздачи этих денег по
«усмотрению директора».
Современники
так отзывались об Иване Бушуеве: «Бушуев — молодой человек, обещает много
хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую». Недаром среди
уральских сказов сохранилась о нем такая легенда.
Немец
Штоф имел «руку твердую, и рисунок у него был четкий, но мало живости, и
фигуры у него не дышат». И вот молодой русский оружейник Иван Бушуев, по
совету своей невесты, создает крылатых коней, полных жизни и движения. Однако
стоявшие тогда во главе производства иностранные мастера забраковали его
работу за «нереальность изображенного: мол, крылатых коней не бывает».
Но тут
приехал на Златоустовскую оружейную фабрику царь, а вместе с ним один генерал
— участник Отечественной войны 1812 года. Русские оружейники показали ему
саблю Ивана Бушуева с крылатыми конями. Генерал пришел от нее в восторг,
поцеловал русского умельца и назвал его крылатым мастером. С тех пор и
прилепилось к нему прозвище — Ивашко Крылатко!
Вероятно,
имеется в виду Н.Шааф.
|