Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ЯНТАРНАЯ
КОМНАТА
В 1701 году
бранденбургский курфюрст Фридрих I самолично короновал себя прусской короной
и стал королем Пруссии. Коронация происходила в Кенигсберге, где новый король
и познакомился с работами тамошних мастеров янтарного дела.
В этом
же году Фридрих I заказал мастеру Готфриду Вольфраму (датчанину по
происхождению) не какой-нибудь перстень, а янтарные панели для убранства
одного из залов большого Королевского дворца в Берлине. Работа была
гигантская, и вскоре к ней подключили архитектора и скульптора из Данцига Андреаса
Шлютера. Тот создал проект, но потом первоначальная идея претерпела
изменения. Взбалмошному правителю Пруссии пришла в голову мысль украсить
Янтарным кабинетом свой загородный дворец в Потсдаме и тем самым превзойти
роскошь Версаля. Теперь янтарные панели предназначались для галереи в замке
Шарлоттенхоф.
Работу
завершили в 1709 году, но это был несчастливый год для создателей чудесного
кабинета: янтарные панно, которые были плохо закреплены, рухнули, и король в
гневе приказал изгнать А. Шлютера из страны. Таким образом, янтарные панели,
несмотря на замысел прусского короля, так и не попали в Шарлоттенхоф. Одну из
причин этого ученые видят в том; что Фридрих I был очень суеверен.
Впоследствии
ни янтарный кабинет, ни янтарная галерея так и не были закончены: Фридрих I
умер, новый король Фридрих Вильгельм I, осуждавший мотовство своего отца,
работы прекратил. Но и в незавершенном виде янтарные панели представляли
собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно с удивительной
красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд,
выполненных из кусочков солнечного камня разных оттенков — от
светло-прозрачного до темно-желтого.
Уникальность
творения немецких мастеров заключалась еще и в том, что до них из этого
самоцвета из-за его ценности и дороговизны делали в основном ювелирные
украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и
облицовки. Картины были созданы впервые.
Стены
Янтарного кабинета представляли собой панно из полированных янтарных пластинок
— целые полосы красочных драгоценных самоцветов. Лучисто-прозрачные, желтые,
желтовато-коричневые — оттого что смоляной натек в янтарном лесу был обращен
к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встречались красивые кусочки
облачного янтаря с его причудливыми узорами, напоминающими то языки пламени,
то кучевые облака. Попадались и, словно чуть запыленные, пластинки дымчатого
янтаря.
Все
было так удивительно ладно подобрано, так выдержано в единой мягкой, красочной
гамме, что взгляд просто невозможно было оторвать. В объемные резные
украшения вплетались орнаментальные и мозаичные композиции из яшмы, сделанные
искусной рукой большого мастера. На белых с золотом подзеркальниках и на
золотистых пилястрах сверкало солнце.
Спустя
несколько лет Фридрих Вильгельм I преподнес это сокровище в дар русскому царю
Петру I, который со своим Великим посольством отправился в Польшу, Германию,
Голландию. В Берлине празднества в честь русского царя были грандиозными и торжественными
— со снопами фейерверков, фонтанами из вина и набитым птицей и дичью
зажаренным быком для горожан. На другое утро Петр I с любопытством
рассматривал Потсдам — город дворцов, парков и храмов.
Некоторые
исследователи считают, что «фельдфебель на троне» (как называли прусского
короля), не очень разбиравшийся в искусстве, просто не знал, что делать с
Янтарным кабинетом, и был счастлив избавиться от него под благовидным
предлогом. Однако это не совсем так: Фридрих Вильгельм I, не в пример отцу, отличался
большой скупостью, о которой в истории сохранилось много легенд. Так что цену
вещам он знал очень хорошо.
Не
желая тратиться на завершение работ, Фридрих Вильгельм I распорядился
янтарными панно достаточно умно и расчетливо, сделав дипломатический и
политический дар с далеким прицелом. Пруссия тогда нуждалась в таком могучем
союзнике как Россия, недавно одержавшая победу над шведами. Но и русский царь
не остался в долгу. За панно он подарил прусскому королю 55 русских солдат
ростом более двух метров, именно таких гигантов король собирал для своей
гвардии по всей Европе.
Янтарный
кабинет был разобран, упакован в восемнадцать огромных ящиков, и они морем
приплыли сначала в Мемель (Клайпеду). Петр I очень высоко ценил подарок
прусского короля. В Мемель он выслал специальную миссию во главе с
обергофмаршалом. Затем на санях ящики попытались перевезти в российскую
столицу, но беспрестанные метели и снегопады задержали транспорт. Только
весной, в мае 1716 года, каждый ящик погрузили в специальную повозку, которую
везла шестерка лошадей. Так Янтарный кабинет через Курляндию с большими
предосторожностями был переправлен в Санкт-Петербург. Здесь он был выставлен
для обозрения в одной из дворцовых гостиных, поражая всех гостей своей
красотой и великолепием. В это время Янтарный кабинет имел такой же вид, как
и в бытность свою в Берлине.
Однако
сам Петр I, более пристально рассмотрев в Петербурге полученные
драгоценности, был несколько разочарован и... потерял к ним всякий интерес.
Янтарный
кабинет состоял из отдельных, не совсем готовых частей, которые невозможно
было использовать для отделки, не закончив работу. Не хватало многих частей,
главное — пилястров, которые должны были находиться в местах соединения
панно. Кроме того, не хватало надверников, одной рамы зеркала и некоторых
других деталей и частей.
Янтарный
кабинет был отправлен в служебные покои Летнею дворца, где долгие годы лежал
несобранным в подсобных помещениях, в так называемых «людских покоях». Здесь
он находился до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны не воз никла
идея убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего дворца.
Но в
1755 году императрица распорядилась вновь перевезти Янтарный кабинет — теперь
уже в Царское Село, где отстраивалась летняя резиденция русских монархов. Во
исполнение царского распоряжения 76 специально подобранных гвардейцев,
силачей и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское
Село. Они попарно несли носилки, на которых лежали ящики с убранством
кабинета. Неспеша двигались солдаты, шесть дней затратили они на переход в 25
верст, нов конце концов в целости и сохранности комната была доставлена на
место.
В своем
первоначальном виде, как уже указывалось выше, подарок прусского короля
представлял отдельное панно площадью около 55 квадратных метров, покрытое
мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. При расположении
панно в зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера, чем в
прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала очень непростая задача.
Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую
деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Таким
образом, был создан праздничный зал изысканной красоты. Пребывание в этом
зале (благодаря целительной силе янтаря) воспринималось современниками как
величайшее наслаждение, как гармония плоти и души...
Для
исправления и починки Янтарной комнаты был приглашен и итальянец Александр
Мартелли, который воспринял эту работу как великую честь для себя. Он
подписал контракт об «исправлении» кабинета и обязался поставить на место все
отпавшие детали, дополнить недостающие новыми и собрать кабинет в указанное
императрицей Елизаветой время. Работа итальянского мастера оценивалась в 600
рублей, что по тем временам являлось целым состоянием.
В.
Растрелли и А. Мартелли составили план реконструкции Янтарного кабинета.
Многие детали (например, зеркальные пилястры) надо было изготавливать заново.
Российские заводы не могли тогда выполнить такой заказ, и стекла пришлось
заказывать во Франции — 52 стекла по 48 рублей каждое. Появились в Янтарном
кабинете и новые детали отделки, например, четвертая янтарная рама,
изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете в подарок следующим
прусским королем — Фридрихом II.
В
Царском Селе под руководством В. Растрелли кабинет и прекратился в знаменитую
Янтарную комнату. В ней должны были иначе, чем в Зимнем дворце, размещаться
янтарные панно, и поэтому пришлось добавить зеркала в белых с золотом
подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов,
Василий Кириков и Иван Богачев. Кроме того, Растрелли ввел дополнительные
пилястры, которые чередовались с картинами, а поверх них он спроектировал
резной золоченый фриз. Были изготовлены и расписаны под янтарь новые панели,
впоследствии замененные натуральными самоцветами.
Для
постоянного хранения шедевра и поддержания его в хорошем состоянии из Пруссии
был приглашен Ф. Роггенбук — янтарных дел мастер. В 1758 году он занял
специально учрежденную должность хранителя Янтарного зала. По существу он
(вместе со своим сыном Иоганном и учениками) был автором всех работ, которые
выполнялись в Янтарной комнате с этого времени. Только к 1770 году Янтарная
комната окончательно приобрела свой законченный вид и стала одним из главных
украшений Екатерининского дворца.
Французский
поэт-романтик Т. Готье, впервые увидевший Янтарную комнату в середине XIX
века, писал о ней: «Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как
в «Тысяче и одной ночи» или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов
доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим залы из
бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней, обычно считаемых
сокровищами. Здесь слово «янтарная зала» является выражением не поэтической
гиперболы, а реальной действительности.
Это не
тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с
трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой. Глаз, не привычный
видеть янтарь и таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой
тонов, которые пробегают всю гамму, — от пылающего топаза до
светло-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря,
особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в
прозрачные прожилки янтаря».
Вечером
дневной свет, заливавший всю комнату через широкие окна, сменялся огнем сотен
свечей, тысячекратно отраженных зеркалами. Именно сочетание света и янтаря
придавало праздничному залу в Екатерининском дворце особую прелесть. На свету
начинали играть мозаичные стены, игра света продолжалась в янтарных рельефах,
открывая их глубину и пластичность, их живую и одухочворенную красоту.
Около
200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в
сентябре 1941 года последний отряд бойцов, оборонявших Царское Село, отошел
на Пулковские высоты, она была еще не демонтирована. И вывезти ее не успели.
Фашисты
ободрали Екатерининский дворец буквально как липку: со стен срезали шелковые
обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери. Специальные
команды тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные сокровища.
Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 года в
столицу Восточной Пруссии — город Кенигсберг. С тех пор она пропала...
|