Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
АЛМАЗ
«ОРЛОВ»
История
этого знаменитого алмаза началась в Индии в начале XVII века. Здесь в копях Голконды
был найден один из крупнейших в стране алмазов, который представлял собой
природный ос колок крупного кристалла, вес которого оценивался в 400 каратов
В таком
виде алмаз попал к «властителю мира» Шах-Джахану принадлежавшему к десятому
поколению Тимура. Шах-Джахан бь знатоком драгоценных камней, собирал их и
иногда даже сам заш мался их обработкой.
По
повелению владыки новый алмаз был передан в огранку. Гранильщик стремился максимально
сохранить массу алмаза потому лишь подшлифовывал природные грани камня, чем и
объясняется его не совсем правильная форма. Однако, несмотря на старания
огранщика, алмаз потерял почти половину своей массы в ограненном виде весил
194,8 карата.
В середине
XVII века, когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей
занять его престол. Старший сын, Дар!! шикал, был единомышленником отца, деда
и прадеда. Он хоте единства страны, мира с индусами, единства с раджпутскими
маратхскими раджами.
Мусульманские
муллы и вельможи стеной стояли за второго сына — Аурангзеба, жестокого
фанатика.
Аурангзеб
победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец
благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, получив
однажды, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб
приказал арестовать отца и заточить его в крепость.
В 1665
году новый правитель демонстрировал свои богатства шатоку драгоценных камней
Ж.Б. Тавернье и даже разрешил ему взвесить и описать главнейшие камни. В
книге француза самый большой алмаз описан под названием «Великий Могол», но
по всей вероятности это был «Орлов» — камень белого, чуть голубоватого и
зеленоватого тонов, со всех сторон покрытый трех- и четырехугольными фацетками.
Об этом бриллианте чистейшей воды гоже существует множество легенд.
По
одной версии, это один из больших осколков камня «Великий Могол». Как гласит
предание, алмаз долгое время был третьим i лазом (находился между бровей) у
статуи Брамы в храме Серинга-матама. Может быть, одну из таких легенд
(несколько видоизменив ее для занимательности повествования) английский
писатель Уилки Коллинз и положил в основу своего захватывающего романа «
Лунный камень».
Стариннейшее
из преданий гласит, что камень этот украшал чело четверорукого индийского
бога Луны. Отчасти по своему особенному цвету, отчасти из-за легенды — будто
камень этот подчиняется влиянию украшаемого им божества и блеск его
увеличивается и уменьшается с полнолунием и ущербом луны — он получил
название, под которым до сих пор известен в Индии — Лунный камень.
Приключения
желтого алмаза начинаются с одиннадцатого столетия христианской веры. В ту
эпоху магометанский завоеватель Махмуд Газни вторгся в Индию, овладел
священным городом Сомнаут и захватил сокровища знаменитого храма, несколько
столетий привлекавшего индийских богомольцев и почитавшегося чудом Востока.
Из всех
божеств, которым поклонялись в этом храме, один бог Луны избег алчности
магометанских победителей. Охраняемый тремя браминами, неприкосновенный идол
с желтым алмазом во лбу был перевезен ночью во второй по значению священный
город Индии — Бенарес.
И романе
английского писателя этот алмаз имеет желтый цвет.
Там, в
новом капище — в чертоге, украшенном драгоценными каменьями, под сводами,
покоящимися на золотых колоннах, был помещен бог Луны... В ночь, когда капище
было достроено, Вишну зиждитель явился будто бы во сне трем браминам. Он
вдохну свое дыхание в алмаз, украшавший чело идола, и брамины перед ним на
колена и закрыли лицо одеждой. Вишну повелел, что бы Лунный камень охранялся
тремя жрецами день и ночь, до скончания века... и предсказал несчастье тому
дерзновенному, кто мелится завладеть священным камнем, и всем его потомкам,
которым камень перейдет после него. Брамины велели записать это предсказание
на вратах святилища золотыми буквами.
Век
проходил за веком, и из поколения в поколение преемник трех браминов день и
ночь охраняли драгоценный Лунный камен Век проходил за веком, пока в начале
восемнадцатого столети христианской веры не воцарился Аурангзеб... По его
приказу хрс поклонников Брамы были снова преданы грабежу и разорению, кс пище
четверорукого бога осквернено умерщвлением священнь животных, идолы разбиты
на куски, а Лунный камень похище одним из военачальников Аурангзеба.
Не
будучи в состоянии возвратить свое потерянное сокровище силой, три
жреца-хранителя, переодевшись, следили за ним... Лунный камень переходил,
принося с собой проклятие, от одного незаконного владельца к другому, и,
несмотря на все случайности перемены, преемники трех жрецов-хранителей
продолжали следить за своим сокровищем...
Так
говорится в романе английского писателя, но по другой версии священный алмаз
был похищен французским солдатом-дезертиром, который специально, чтобы
проникнуть в храм, принял индуистскую веру. В Мадрасе солдат продал камень за
две тысячи фунтов стерлингов капитану английского корабля, а тот в свою
очередь продал камень купцу-еврею за двенадцать тысяч фунтов стерлингов. Но
есть и другая версия, будто камнем завладел Надир-шах и самоцвет был вставлен
в шахский трон, причем алмаз и тогда назывался «Дерианур» («Море света»).
Как бы
там ни было, но с тех пор следы знаменитого алмаза затерялись до того
времени, пока он не оказался в руках армянского купца Григория Сафраса. В
1767 году он положил алмаз в Амстердамский банк, а через пять лет продал
камень за 125 000 рубле племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану
Лазареву, тот перепродал его графу Г.Г. Орлову уже за четыреста тысяч рублей,
пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую грамоту Г.Г.
Орлов в надежде вернуть расположение Екатерины II в день ее именин 24 ноября
1773 года (по старому стилю) подарил императрице драгоценный бриллиант. Князь
фон Сольмс, прусский посол в России, в 1773 году доносил своему императору о
торжествах по случаю празднеств в честь именин Екатерины II: «Среди подарков,
преподнесенных царице, можно было видеть и изумительный по красоте крупный
алмаз, подарок графа Григория Орлова».
Необычайность
самой драгоценности и обстоятельства, при которых она была преподнесена
императрице, породили множество самых фантастических слухов и выдумок о том,
как камень достался самому И. Лазареву. Одни утверждали, что алмаз был
выкраден прямо из сокровищницы Надир-шаха; другие были убеждены, что Лазарев
купил его за бесценок у человека, который не знал цену камню; третьи
говорили, будто кто-то из кавказцев (по поручению Лазарева) врезал
драгоценный алмаз себе в ногу и в таком виде доставил его из Индии в
Санкт-Петербург.
Слухи
были самые невероятные, однако опальному фавориту не удалось вернуть себе
утраченную благосклонность императрицы. В 1784 году Екатерина повелела
вставить алмаз в свой скипетр, и с тех пор он украшал навершие скипетра
русских царей. В настоящее время этот «камень дома Романовых» хранится в
Алмазном фонде Московского Кремля.
|