Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ПЕТРОВСКИЙ
КУБОК
«Весьма
драгоценная золотая кружка... снаружи покрыта золотой финифтью и везде
равномерно, как и крышка; обложена прекраснейшими каменьями или выпуклыми на
разных драгоценных камнях головками, одинаковыми фигурами древними и
новейшими. Из сей драгоценной кружки, говорят, король Дацкий однажды за
столом пил за здравие Петра Великого в Копенгагене и потом оную бывшей с ним
Императрице Екатерине поднес «в подарок для памяти». Так писал академик Якоб Штелин
в своих «Сказаниях о Петре Великом».
В июле
1716 года в Копенгагене, во время второго заграничного путешествия Петра I,
датский король Христиан VI действительно преподнес царственной чете из России
роскошный дар — золотой кубок, усеянный множеством резных камней. После
смерти Петра I этот кубок поступил в Кунсткамеру, где его и увидел академик
Я. Штелин.
Драгоценный
кубок был описан и в двухтомном издании (на латинском языке) «Императорского
Петербургского музея»: «Застольная золотая чаша с крышкой, покрытая голубой
эмалью, стоящая на трех ножках, изображающих дельфинов, украшена древними и
новыми геммами различной формы и величины из агата, оникса, сардоникса и т.п.
Дар короля Датского. 1716 г.».
В 1747
году в здании Академии наук, где тогда располагалась и Кунсткамера, произошел
такой сильный пожар, что в огне погибли даже медные доски. Что уж было
говорить о коллекциях Кунсткамеры!
Но
«петровский кубок» не погиб в огне. В середине XVIII века английский резчик
по камню Л. Наттер отметил эту реликвию как самое интересное из того, что он
видел в Петербурге. В Лондоне Л. Наттер издал свой «Трактат о резьбе на
камнях», в котором есть и такие строки: «В Копенгагене показывают большой
золотой кубок, весь покрытый античными камеями, и похожий есть в Петербурге,
но в том и другом хорошее и плохое смешано вместе... Это и все, что я мог
открыть во время моего петербургского путешествия».
Заграничные
путешественники, посещавшие Россию в годы правления Екатерины II, единодушно
хвалили «петровский кубок», который им показывали в Кунсткамере. Кавалер Карберон,
секретарь французского посольства, в феврале 1776 года так писал в Париж о
своем посещении Петербургской Академии наук: «Среди этих редкостей имеется
великолепный кубок, подаренный жене Петра I королевой Дании. Этот кубок из
тонкого золота, инкрустированный прекрасными антиками и резными геммами».
На всей
поверхности кубка, высота которого составляла примерно 32 сантиметра,
располагалось около 2320 резных камней. Самые ранние из них относились к XVI
веку — к работам итальянских и французских мастерских эпохи Возрождения;
самые поздние по времени были близки времени изготовления самого кубка —
XVIII веку.
В 1785
году кубок был взят из Кунсткамеры «в комнату ее величества императрицы
Екатерины II». Страстная собирательница «антиков» (так тогда называли камеи),
Екатерина II не устояла перед соблазном увеличить свою коллекцию: 1 января
1785 года кубок был «изъят» из Кунсткамеры, а взамен него туда поступил
«пожалованный Императрицей минеральный кабинет профессора Лаксмана».
Инициатором этого «изъятия» была Е.Р. Дашкова, назначенная Президентом
Академии наук, которую негласно называли «Екатериной Малой».
К
сожалению, великолепный дар датского короля до наших дней не сохранился.
Пережив пожар 1747 года, он был испорчен людьми и лишился своего богатого
украшения. Варварское уничтожение «петровского кубка» было не только личным
капризом русской императрицы: к тому времени отношение к геммам резко
изменилось, и их стали воспринимать как самоценные произведения искусства...
И бесценный кубок перестал существовать.
Сейчас
его можно увидеть только в Отделе гравюр Эрмитажа, на чудом уцелевшей
акварели О. Эллинера и на гравюре, выполненной для задумывавшегося (но
неосуществленного) каталога Кунсткамеры. Эти изображения и позволили
сотрудникам Эрмитажа найти в коллекции глиптики геммы, некогда украшавшие
лицевую сторону «петровской реликвии».
Камея с
портретом французского короля Франциска I, некогда располагавшаяся на крышке
кубка, была выполнена Маттео дель Нассаро — мастером из Вероны; камея
«Падение Икара» была изготовлена в Италии и восходит к рисунку Перино дель
Вага, ученика Рафаэля. Великолепны также крупные камеи «Вакханки» и
«Минервы», украшавшие центральную часть «петровского кубка», как и
многофигурные геммы «Актеон» и «Суд Париса».
|