Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ПАТРИАРШАЯ
РИЗНИЦА
В
январе 1918 года была ограблена находившаяся в московском Кремле Патриаршая
ризница — бесценная сокровищница древнего прикладного и декоративного
искусства. В те зимние послереволюционные дни Кремль являл собой картину
довольно неприглядную: его тротуары, мостовые и площади были покрыты жижей
грязного снега, растоптанного тысячами ног; во дворах выше человеческого
роста стояли сугробы неубранного снега и были навалены кучи всевозможного
хлама. В самых неожиданных и неподходящих местах лежали огромные штабели
дров, ведь для отопления всех кремлевских зданий их требовалось два, а то и
три вагона в день. По всей территории Кремля с утра до позднего вечера
бродили толпы людей: никто не знал, кто были эти люди и что им тут нужно.
Впрочем, никто этим и не интересовался...
Понятно,
что в подобных условиях некоторые кремлевские хранилища ценностей являлись
объектами «угрожающими» — с точки зрения их охраны и обеспечения
безопасности. В число таких объектов входила и Патриаршая ризница, которая
размещалась в верхнем этаже пристройки к знаменитой колокольне «Иван
Великий».
В
архивах Московского археологического общества сохранился любопытный документ
(от 24 мая 1910 года) о том, что еще в то время специальная комиссия
осматривала Патриаршую ризницу и установила: ее помещение «небезопасно».
Ненадежными были признаны два окна на южной стороне колокольни, обращенные к
Царь-колоколу. А так называемые тепловые каналы и каналы обратной гяги,
проходящие в стенах здания, комиссия признала «вполне доступными для
проникновения злоумышленников через камеру печи или через приточный канал
снаружи». Тогда комиссия предложила выставлять пост под окнами ризницы и
Царь-колокола, а тепловой и приточный каналы заделать стальной решеткой. Но
меры эти вовремя не были приняты, и через восемь лет грабители
воспользовались именно этим способом.
Когда-то
Патриаршая ризница размещалась в Патриарших палатах, в здании, которое было
построено в 1643—1645 годы около Успенского собора. Здесь же находилась и
Крестовая палата — приемная патриархов, и патриаршая библиотека, и церковь Двенадцати
апостолов — домовая церковь патриархов, над ней и располагалась ризница.
В
начале XVIII века, когда Петр I ликвидировал патриаршество, часть сокровищ
ризницы раздали церквам и монастырям, а оставшиеся поместили в небольшую
церковь Филиппа, «что у патриарха вверху». Во время наполеоновского нашествия
в 1812 году сокровища ризницы вывезли в вологодский Спасо-Прилуцкий
монастырь, а по возвращении их разместили на третьем ярусе звонницы, которую
итальянский зодчий Петрок Малый возвел в 1552 году рядом с «Иваном Великим».
Когда
30 января 1918 года ризничий и сопровождавшая его охрана подошли к дверям
ризницы, они увидели, что находившийся справа от двери металлический ставень
с зеркальным стеклом, закрывавший небольшую нишу в стене, вскрыт... Перед вошедшими
предстала картина самого варварского разгрома. Сначала им даже показалось,
что грабители вынесли буквально все, лишь со временем удалось установить
размеры похищенного.
Из
Патриаршей ризницы исчезло большинство икон и панагий, изготовленных из
драгоценных металлов и украшенных драгоценными камнями. Слово «панагия»
означает Всесвятая, и наименование это принадлежит Божией Матери. В древние
церкви приносили особую просфору в честь Божией Матери, которую клали в
особый ковчежец. Во время трапез в древних обителях этот ковчежец возлагали
на себя и носили его в воспоминание о явлении Ьожией Матери апостолам после
Вознесения Ее на небо. Сам ковчежец назывался панагиаром, и по примеру
древних настоятелей такие же панагиары стали устраивать для себя и
архиепископы. Отсюда и получили свое название иконы, которые архиепископы
носят на груди, — панагии.
В
Патриаршей ризнице можно увидеть священную и домашнуюю одежду и утварь не
только патриархов московских, но и древних митрополитов всероссийских.
Большинство священных предметов ризницы — это вклады русских государей, но
есть среди них и такие, которые в разное время были доставлены из
Константинополя.
Например,
в Патриаршей ризнице хранятся омофоры — облачение, представляющее собой
длинный широкий плат, который использовался священнослужителями во время
богослужений. Омофора восходит к временам апостольским, когда, по преданию,
такие омофоры носили апостолы Петр и Марк. В древности омофоры делались из
овечьей шерсти и служили символом той заблудшей овцы, которую Христос обрел и
взял на рамена свои. Впоследствии омофоры стали изготовлять из различных тканей
— с крестами и другими священными изображениями.
Древнейшим
в Патриаршей ризнице является омофор, из белой камки — на красной тафтяной
подкладке и с малиновыми шелковыми кистями. На омофоре на четырех крестах
помещены четыре изображения с греческими надписями: Рождество Христово,
Крещение, Распятие и Воскресение. Омофор состоит из двух кусков ткани, и на
одном из них, в круге, помещено Воскресение Христово.
Изображение
Рождества Христова представляет Богоматерь, возлежащую на одре и обратившую
голову свою в правую сторону, где перед ней в яслях лежит спеленатый
младенец, а над яслями стоит звезда. У изголовья Богоматери стоят волхвы и
осел, а ниже (в левой стороне изображения) сидит в задумчивой позе Иосиф.
Перед ним — традиционная фигура старца в козлиной шкуре и с клюкой в руке;
справа — сцена омовения младенца, совершаемая старой женщиной и служанкой.
Изображены
едущие на конях волхвы в красных шапках, а на небе — три ангела, один из
которых несколько удален от других, на него и обратил свой взор пастух в
круглой шапке и с посохом н руке.
Время
изготовления этого омофора относили и IV, и к VII векам, приурочивая его то к
Первому, то к Шестому Вселенским соборам. Этот драгоценнейший омофор, который
приписывали святителю Николаю Чудотворцу, привез в XVII веке в Москву
митрополит никейский Григорий — в дар царю Алексею Михайловичу. В грамоте
патриарха иерусалимского Паисия, писанной к русскому царю, об омофоре
сообщалось: «Он показывал нам найденный в ризнице своей митрополии (Никеи)
один ветхий священный омофор. Как значится в ризничной описи митрополии, он
принадлежал святейшему патриарху александрийскому Александру,
присутствовавшему на соборе 318-ти св. Отцев, где он сам возлагал его на себя
и свв. Отцы».
Позднее
исследователь А.И. Успенский, на основе палеографических признаков и
характере иконографического изображения, определил, что омофор мог быть лишь
на Седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в 788 году.
Из
других священных одежд Патриаршей ризницы можно выделить облачение святого Фотия
— митрополита московского. Ему принадлежат два саккоса, епитрахиль, поручи и парамонд
искусной греческой работы. Эти облачения и по богатству украшений, и но
искусству исполнения принадлежат к числу самых замечательных памятников
священной древности.
Большой
саккос митрополита Фотия шит золотом и серебром волоченым по лазоревому
атласу, а подол его весь унизан жемчугом. Изнутри саккос подложен вишневой
тафтой, у него есть десять колоколец, а мелкого жемчуга и сосчитать трудно.
Большой
саккос митрополита Фотия украшен изображениями праздников и ликами святых,
которые вышиты шелками и золотом и унизаны жемчугом. Все изображения и
надписи размещены на саккосе по плану и в определенном порядке, что придает
ему вид самый благолепный. На одной стороне саккоса вышиты Благовещение
Богоматери, Распятие Господне, Вход Господень в Иерусалим, Положение во гроб,
Тайная вечеря, Сошествие во ад; пророки Соломон, Давид, Исайя, Иеремия и
другие, а также святые и мученики.
Распятие
Господне изображено на передней стороне саккоса, в кресте — с предстоящими
Богоматерью и Иоанном Богословом (погрудное изображение), святым сотником Лонгином
и воином. ( верху к кресту Иисуса Христа приникли два ангела, а в пещере у подножия
креста изображена голова Адама; между концами креста изображены пророки, а
вверху креста — Спаситель-отрок с открытыми глазами, за ним справа — ангел с
орудиями страданий. Внизу креста изображен Гроб Господень с лежащим
спеленатым телом Иисуса Христа.
На
оплечьях саккоса вышиты Спаситель, Богоматерь, Иоанн Богослов и ангелы.
Святые изображены с подвижническими лица ми, в которых выражается их святость
и богоугодная жизнь.
К числу
сокровищ Патриаршей ризницы относится панагия митрополита Дионисия, сделанная
из оникса, на котором было вырезано Знамение Божией Матери. Внутри этой
панагии находятся частицы святых мощей, а также частица Животворящего Древа и
частица камня от Гроба Господня.
Митрополиту
Дионисию принадлежала и другая панагия, тоже сделанная из оникса, на котором
вырезано изображение Иоанна Лествичника. Между находящимися в панагии частями
святыых мощей лежит часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы.
Обе эти панагии были сделаны по повелению Ивана Грозного в память об убиенном
им сыне.
Золотая
панагия митрополита Петра — небольшая. В середине ее вставлен халцедон, на
котором вырезан образ пророка Даниила. Около халцедона расположены четыре
граната в золотых гнездах, между ними восемь кафимских зерен. Сзади вырезан
образ Богоматери Одигитрии с Предвечным младенцем. Возглавие панагии сделано
золотом с чернью, и в нем укреплен винис в золотом гнезде, на возглавии и на
закрепах — пять жемчужин.
Во
время разграбления из ризницы исчезла серебряная дарохранительница «Малый
Сион» (1486 год), украшенная драгоценными камнями. Исчезла и задняя доска
гигантского оклада печатного Евангелия. Этот оклад был в 1693 году подарен
Успенскому собору Кремля царицей Настасьей Кирилловной — матерью Петра I. Все
поле оклада покрывали эмалевые украшения, алмазы драгоценные камни, а фигуры
евангелистов на лицевой сторож1 доски были вырезаны на крупных изумрудах.
Трудно
рассказать о всех священных реликвиях Патриаршей ризницы, ведь она является
богатейшей коллекцией предметов церковного убранства, а также предметов
прикладного и декоративного искусства разных веков. В ней находилось
церемониальное и келейное (обиходное) имущество русских патриархов и митрополитов
(саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другое облачение), а
также ценнейшие и древнейшие вещи из ризниц кремлевских соборов. Были тут
вещи, изготовленные по специальному заказу русских патриархов, а также
подаренные им. Количество драгоценного металла и камней, пошедших на
изготовление этих изделий, не поддавалось никакому исчислению, но намного
значительней была художественная стоимость этих предметов.
|