Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Большой
Наряд царя Михаила Федоровича
После
освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много
оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю — Михаилу
Федоровичу Романову — необходимо было восстановить богатство и пышность
московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения,
золотую и серебряную утварь, парадное оружие. А в 1627—1628 годы кремлевские
ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который
включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский
венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь напевал только в особо
торжественных случаях — во время «парадных входов» и во время приема
иноземных послов.
Золотой
чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными
«городками» и ажурными запонками с драгоценными камнями. Их обилие в
сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную
гамму.
Держава
«Большого наряда» представляет собой золотой пояс разделенный на два равных
полушария и увенчанный высок и к крестом. Верхнее полушарие в свою очередь
разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение
из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно
чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.
Скипетр
состоит из трех столбиков, соединенных между coбой и сплошь покрытых эмалями
и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому
жезлу, пали1 молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных
с плодородием.
Эти
царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество
русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак
— налуч и колчан, стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан играют
яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры,
изумруды и рубины. Орнамент легко и свобод! покрывает всю поверхность
причудливыми завитками и букетами.
В
центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы
русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и
орел.
Саадак
был изготовлен сравнительно быстро: работу начали августе 1627 года, а к
ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том
числе и немецкие ювелиры служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти
вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.
На
изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золе более 500 алмазов,
рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким
эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих
весьма замысловатую композицию.
|