Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ОСТРОЖСКАЯ
БИБЛИЯ ИВАНА ФЕДОРОВА
Древний
восточнославянский город Острог упоминается еще в Ипатьевской летописи под
1100 годом. Ко времени приезда туда Ивана Федорова Острог был уже одним из
крупнейших политических, административных, экономических и культурных центров
Украины. В этом городе и была создана Иванов Федоровым знаменитая Библия —
издание, известнее и прославленнее которого, пожалуй, нет во всей старопечатной
славянской книжности.
Острожская
Библия представляла русскую и украинскую старопечатную книгу и за рубежом:
Иван Грозный, например, подарил экземпляр ее Дж. Гарсею (посланнику
английской королевы), а князь Константин Острожский — римскому папе Григорию
XIII. Известен экземпляр, принадлежавший шведскому королю Густаву II Адольфу.
Для
своего времени тираж этой книги (1000 экземпляров) необычайно велик, и об
издании хорошо знали современники ближайшие потомки. Выпуск в свет первой
полной славянской Библии, конечно, не мог пройти незамеченным в тогдашнем
мире, Знаменитое издание Ивана Федорова было известно во Франции где оно
хранилось в Парижской королевской библиотеке.
Экземпляр
Острожской Библии хранился и в Дрездене — у известного востоковеда Элиаса Хуттера,
экземпляры ее находились в колледжах Кембриджа, а о распространении Острожской
Библии в Болгарии поведал католический епископ Петр Богдан.
В
основу Острожской Библии был положен церковно-славянский перевод библейских
книг, выполненный к концу XV века и Новгороде под руководством архиепископа
Геннадия. Для редакционной подготовки издания Библии надо было собрать литераторов,
переводчиков и редакторов. Среди них активную роль играл и сам Иван Федоров,
который не только руководил печатанием Библии, но и был одним из главных
«справщиков» ее текст! Поиски рукописей велись в Константинополе, в «римских
пределах», во многих монастырях греческих, сербских и болгарских. 3а очень
короткий срок были сверены различные списки Библии, по только один из них
оказался полным (это упоминавшаяся уже Геннадьевская). Эту Библию получили из
Москвы от царя Ивана Грозного, и по ней сличали греческие, латинские и
славянские тексты. Острожские ученые мужи были убеждены, что перевод
московского списка был осуществлен в Киеве еще при Владимире Великом, то есть
за 500 лет до того.
За
очень короткий срок были сверены различные списки Библии, отобран оригинал и
сопоставлен с зарубежными изданиями. Кроме того, нужно было отлить новые
шрифты — славянские и греческие, набрать текс (3 240 000 знаков), отпечатать
том в 1256 страниц, а также переплести часть тиража.
Многие
из приемов художественного оформления, которые Иван Федоров использовал при
создании Острожской Библии, встречались и в предыдущих его изданиях, но
только здесь художественные детали и дополнительные статьи текста выступили
именно ( той последовательности, которая потом станет характерной для
украинского и белорусского книгоиздания: титульный лист с рамкой-порталом,
герб и геральдические вирши на его обороте, далег предисловие издателя и
составителей, оглавление и в конце книги — календарные указатели и
послесловие печатников.
Острожская
Библия была издана в формате in folio. Она содержит 628 листов, украшена
ксилографической титульной рамкой, гербом князя К. К. Острожского и печатным
знаком Ивана Федорова. Заставки острожского издания Библии содержат
орнаментальные мотивы, которые к тому времени были распространены в
украинской рукописной книге. Они были сделаны белым на черном фоне, так как
Иван Федоров стремился визуально сблизить их с московской старопечатной
орнаментальной традицией.
Центральная
часть заставки, открывающей основной текст Острожской Библии, была оттиснута
с доски из Апостола 1564 года, но ей придана П-образная форма (как в польской
Библии, изданной в 1563 году в Бресте). Из этой же Библии была заимствована и
форма картуша для герба князя К. К. Острожского на обороте титульного листа.
Заставки,
в большинстве своем помещенные в начале каждой книги Библии, устанавливают
необходимые между ними паузы и облегчают чтение. Одновременно они выполняют и
декоративную функцию, нарушая однообразие наборных страниц. По сравнению с
прежними заставками Ивана Федорова в Острожской Библии форма их значительно
упрощена: навершия в виде шишек, листьев или плодов встречаются только четыре
раза, а остальные украшения имеют характер четких вертикальных
прямоугольников. В рисунках преобладают растительные элементы — гроздья
винограда, плоды граната, цветы.
Редкой
красотой и выдержанностью стиля отличаются в Острожской Библии многочисленные
инициалы. Все они имеют форму прямоугольников, обведенных по краям белой
линией. Как и мставки, заглавные литеры в них моделированы растительными
мотивами, однако симметрия (свойственная заставкам) в них нередко нарушена.
Своеобразие
Острожской Библии ярко проявилось и в широком использовании вязи: ею набрано
78 строк, причем отдельные главия выполнены вязью красного цвета. При издании
этой Библии Иван Федоров использовал бумагу 18 различных бумагоделательных
мастерских, польских и украинских, а всего в ней использовано 50 водяных
знаков, многие из которых были знакомы и по другим изданиям русского
первопечатника. Это, например, герблита —мастерской украинского села Лифчицы,
герб «Топор» — характерный для мастерской Тенчиньских и другие.
Фигурных
гравюр в Острожской Библии нет, она оформлена строго и просто. Но, как сказал
известный книговед А.А. Сидорог «в ней есть все достоинства — и типографские,
и наборные». Недаром М. Андрелла-Оросвиговский, закарпатский писатель XVII
века, утверждал, что «един листок» этой книги «он не дал бы за всю Прагу,
Англию и немецкую веру». А потом к этому перечню добавил еще несколько
городов, стран и народов. А Йозеф Добровский писал одному из своих друзей: «Я
отдал бы половину своей библиотеки за «Острожскую Библию».
|