Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
СВЯТЫНИ
ФАТИМЫ
След
исчезнувшей в смутные времена революции Казанской иконы Божьей Матери
обнаружился в небольшом португальском городке Фатима, о котором рассказали Н.
Кривцов и Н. Рогинский — корреспонденты журнала «Вокруг света».
В
начале XX века Фатима была ничем не примечательным, можно сказать, Богом
забытым местечком. Сейчас это центр паломничества со всего мира, не менее
важный и известный в католическом мире, чем, например, Лурд во Франции. Не
случайно именно Фатиму — одно из всего двух мест в Португалии, которые
удостоил своим посещением папа римский.
13 мая
1917 года здесь произошло чудо — явление Девы Марии, свидетелями которого
стали трое детей-пастушков. Вернувшись домой, ошеломленные дети рассказали,
что им надо молиться не то за ослика Руса (который принадлежал семье пастушки
Лусии), не то за какую-то светловолосую женщину «руссу». Так сказала им
Богородица, чудо явления которой повторялось 13 числа каждого следующего
месяца вплоть до октября.
Молва о
явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась не только по Португалии, но и
по всему Пиренейскому полуострову. И в 1928 году, на месте явления Девы
Марии, построили паломническую церковь, площадь перед которой (чтобы она
вмещала всех верующих) пришлось сделать вдвое большей, чем площадь Святого
Петра в Риме. Последние несколько сот метров до храма с изображением
Пречистой Девы паломники преодолевают на коленях.
В
огромном храме есть две могилы, в которых покоятся останки того пастушка и
той пастушки, которые были первыми свидетелями явления Девы Марии в 1917
году. Третья пастушка жива до сих пор, но увидеть ее невозможно: сестра Лусия
укрылась от мирской суеты в монастыре кармелиток. Тайну послания Богородицы,
с которой ей посчастливилось общаться в раннем детстве, она открыла только
папе римскому.
Послание
это было более чем необычным. Тогда, в 1917 году, дети в провинциальной
маленькой Фатиме, конечно же, не знали о существовании страны России, из
послания Богородицы они услышали лишь знакомое слово.
Но то,
что не смогли понять дети, на самом деле означало: «Если мои молитвы будут
услышаны, Россия обратится в другую веру и наступит мир. В противном случае
ее заблуждения распространятся по всему свету, неся с собой войны и гонения
на церковь... Россию будут сопровождать несчастья до тех, пока за нее не будут
как следует молиться».
Что
происходило до октября 1917 года и после, мы знаем из истории. Первая мировая
война была в самом разгаре, Россия после февральской революции катилась к
смуте... Последний раз Дева Мария явилась в Фатиме в октябре 1917 года, а
потом Россия действительно обратилась в новую веру.
В
Фатиме рядом с католической святыней соседствует православный храм — довольно
внушительное здание, над центральной частью которого красуется купол-луковка.
Это здание принадлежит «Голубой дивизии» — католической организации, которая
была создана в США после Второй мировой войны, чтобы препятствовать
распространению коммунизма в мире. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия»
построила в 1950-е годы, а православная церковь при нем (которая называется
«Византийская») была специально предназначена для хранения Казанской иконы
Божьей Матери.
В
начале 1920-х годов новый образ Казанской Божией Матери (до сих пор нигде не
описанный) мельком всплыл в Советском Союзе, где его видел один английский
скупщик-антиквар. В 1928 году эта икона была вывезена — якобы поляком и якобы
через Берлин — в Англию.
Путь
нового образа сейчас проследить трудно, так как икона побывала в руках многих
коммерсантов. Все они были очень немногословны, что наводит на мысль о вывозе
иконы из советской страны нелегальным путем. Свою несловоохотливость
посредники объясняли, например, тем, что против них будто неоднократно
возбуждались судебные дела о незаконной продаже ими русских драгоценностей.
Так как
спрос на иконы был чрезвычайно неустойчив ( высокий в 1920-е годы и низкий в
1930-е), то владельцы иконы часто менялись, за четверть века три раза. По
всей вероятности, никто из них ничего не понимал в иконописании, да и в
ювелирном деле мало что смыслил, поэтому икону и ее оклад они рассматривали
только как выгодное капиталовложение. Один скупщик, например, в начале 1950-х
годов приобрел ее за 12 000 фунтов стерлингов, но не за наличные деньги, а в
результате каких-то весьма запутанных торговых сделок — в зачет разных
убытков и пачку акций.
Четвертый
скупщик-антиквар, тоже англичанин, предложил образ Божией Матери советскому
посольству, но запросил такую сумму, что на этом дело и остановилось. Тогда
он обратился в Сан-Франциско — в епархию Американской Православной церкви. По
просьбе епископа Иоанна, возглавлявшего в 1950-х годах епархию в
Сан-Франциско, икону два раза рассматривал и даже ее сфотографировал, в
красках и без ризы, профессор Н.Е. Андреев.
Владелец
иконы настаивал, что она «тысячелетней давности, взята из Казанского собора в
Ленинграде, а камни оклада взяты И1 складов драгоценностей царя Соломона». На
вопрос, как икона попала в Англию, владелец решительно отказался назвать имя
человека, который привез ее, но заявил, что «лишь чудотворная икона могла
иметь такой богатый оклад». Удалось только установить, что из-за темного лика
в Англии икону стали называть «Черная Казанская Богородица».
На
утверждение Н.Е. Андреева, что риза имеет более позднюю выделку и что оклад,
хотя и богатый, но многие камни имеют трещины и риза за время своего
пребывания в Англии потеряла часть своих драгоценностей, владелец ответил,
что такого рода заявления делаются для того, чтобы снизить цену иконы. Он
никак не хотел понимать, что ценность иконы не в окладе, а в изображении на
простой деревянной доске. Потом, подумав несколько минут, хозяин иконы
предложил Н.Е. Андрееву 500 фунтов стерлингов, если тот подтвердит, что икона
настоящая и привезена из Санкт-Петербурга.
После
смерти владельца икону перевезли в Сан-Франциско, где епископ Иоанн объявил
сбор денежных средств, чтобы церковь могла купить ее. Но собранных денег не
хватило, так как новый владелец запрашивал за икону 500 000 долларов. В
начале 1970-х годов образ Казанской Божией Матери была куплен униатской
церковью и около тридцати лет хранился, в православной церкви и Фатиме. По
условию прежних владельцев иконы, она должна вернуться в Россию после падения
коммунистического режима. Но вместо этого, причем сравнительно недавно, из
Португалии икона была переправлена в Ватикан, и когда она возвратится в
Россию — неизвестно.
|