Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ЗУБ
БУДДЫ И ШЕСТВИЕ В ЕГО ЧЕСТЬ
После
смерти Будды его святые мощи приняли на хранение самые преданные
последователи великого Учителя. Многие века Индии у правителей династии Калинга
находился Зуб Будды. Но постепенно в Индии стало теряться уважение к этой
святыне, брахманы даже стали испытывать Зуб Будды на прочность: от клали его
на наковальню и били по реликвии кузнечным молотом, но повредить его не
могли.
Боясь,
что его трон захватят противники буддизма, правитель Гухазива завещал своей
дочери — в случае, если он погибнет бою, — перевезти драгоценную реликвию в
безопасное место.
Так и
произошло: враги убили правителя. Тогда его дочь Хемамала, спрятав Зуб Будды
в пышной прическе, вместе с мужем тайно села на корабль. Под видом пилигримов
они покинули Индию и направились к берегам Шри Ланки. Благополучно достигнув
«благословенной земли», паломники добрались до столицы острова города Анурадхапура
— и передали священный Зуб прямо в руки короля, который оставил его на
хранение в своем дворце. По другой версии Зуб Будды принесли на остров
монахи.
В 1592
году Зуб Будды попал в новую столицу Шри Ланки — юрод Канди, где его сначала
поместили в двухъярусную гробницу, вокруг которой много времени спустя
построили новый храм. И по сей день возвышаются каменные колонны храма Зуба
Будды, выдержавшие все бури, которые пронеслись над ними за прошедшие пека.
Храм и
его постройки наполнены многими воплощениями Буды. Так, например, в нижнем
ярусе находится сидящий Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя. А в
одном из ларцов на ном же ярусе хранится крошечная фигурка Будды, вырезанная
из цельного изумруда.
Есть в
храме и отдельный зал, где выставлены статуи, подаренные монастырями и
верующими из Индии, Таиланда, Китая, Японии: золотые, белые, желтые, зеленые
Будды. Здесь же под отполированными слоновьими бивнями — гипсовый отпечаток
следа ноги Будды с пика Адама.
В «Зале
прекрасного вида» на серебряной столешнице возвышается Великая карандува —
золотая ступа, которая состоит из теми одинаковых по форме ковчегов. Внешний
ковчег — позолоченный. В него вкладываются один в другой (как в матрешке) еще
шесть ковчегов, инкрустированных золотом и драгоценными камнями. В самом
маленьком из них и покоится священный Зуб.
Где-то
в отдалении звучат барабан и что-то вроде флейты, потом начинаются воскурения
и песнопения. Слышны только шарканье босых ног верующих и какое-то негромкое
бормотание. Каждый поверяет святыне свои беды и горести, просит помочь
советом, наладить неудавшуюся жизнь. И из храма люди выходят с просветленными
лицами — успокоенные и умиротворенные.
Сам Зуб
видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только
король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды
открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто
в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях,
когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из
центра золотого лотоса, потому что священный 5уб был найден в Индии именно на
цветке лотоса.
В былые
времена сингальские правители вели между собой войны зa обладание Зубом
Будды. Считалось, что тот, кто владеет драгоценным Зубом, будет управлять всем
островом. Но дело заключается еще и в том, что сингалы всегда очень берегли
свои традиции, соблюдали веками устоявшиеся ритуалы. И они твердо верят,
процессии Зуба Будды могут вызвать дождь и помочь в других весьма необходимых
делах.
Храм
Зуба Будды пользуется у населения особым почетом и становится центром
праздника Эсала, когда один раз в году в Шри Ланке в честь священной реликвии
в дни полнолуния устраиваются торжества. Эсала — это название месяца, который
приходится на август — время муссонных дождей и ожидания богатого; урожая.
Обычай
выносить Зуб и устраивать пышное шествие по улицам города восходит к глубокой
древности. Впервые праздник Эсалп начал проводиться с IV века нашей эры,
когда правитель Мегаванна повелел раз в году доставать священную реликвию и
устраивать перахеру — праздничное шествие. Но только с XVIII века короли
Цейлона подробно регламентировали программу перахеры, которая длится целую
неделю.
В самом
начале перахеры устраиваются небольшие процессии внутри буддийских храмов,
где служители с флагами, барабанами и священным оружием шествуют по
территории храма.
Главное
шествие начинается вечером и длится несколько часов. Гром барабанов и труб,
свет пылающих факелов — все это создает особое религиозное настроение, но
самое большое впечатление производит последняя ночь праздника, которая
продолжается до самого утра.
В это
время улицы Канди полны людей, многие приезжают заранее, чтобы занять удобные
места, в городе в буквальном смысле нет ни одного свободного места. Около 6—7
часов вечера храмовые процессии выходят на улицу и сливаются в единый поток,
который направляется к храму Зуба Будды. Отсюда перахера движется по городу,
а утром направляется к реке, чтобы совершить там последний священный обряд —
рассекание воды.
Следует
отметить, что одними из главных участников праздника являются слоны, которых
наряжают в яркие, красочные одежды и зачастую украшают драгоценностями. Когда
из храма выносят урну с Зубом Будды, ее укрепляют именно на спине главного
(или царского) слона, который и открывает все шествие. На спине королевского
слона лежит великолепная попона, на хобот надет чехол, вспыхивающий в темноте
гирляндами разноцветных лампочек; на шее слона мелодично позванивают
колокольчики, а его бивни украшены наконечниками из чеканного серебра.
Вся
процессия движется в строгом порядке. Сначала идет слон, на котором сидит
человек, держащий в руках священную книгу с ритуалами праздника. За слоном идут
главные настоятели храмов и их помощники, а на празднично украшенных I ионах
покоятся священные древние реликвии. Особо почетное I место, конечно же,
занимают служители храма Зуба Будды.
Кругом
слонов теснятся участники празднества с барабанами, флейтами и другими
музыкальными инструментами. В эту ночь, конечно же; никто не спит. Рвутся
петарды, оглушительно гремят барабаны, деревянным флейтам протяжно вторят
трубы из океанских раковин, звенят тамбурины — всеобщее веселье разливается рекой.
Женщинам
разрешено участвовать только в той части процессии, где несут паланкины, в
том числе и паланкин царицы. В XVIII веке именно этот ритуал был внесен в
программу праздника но повелению правящего тогда короля в память о его
матери.
|