Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ БЕНИНА
Искусство
африканского государства Бенин, сложившееся под непосредственным воздействием
более древней культуры Ифе, в XV—XVII веках достигло наивысшего расцвета.
Именно к этому времени (1400 год) королевство Бенин, прежде признававшее
власть верховных царей племени йоруба, обрело политическую независимость и
превратилось в самую могущественную державу на всем побережье Гвинейского
залива.
Богатство
его основывалось на торговле слоновой костью, перцем, пальмовым маслом и на
печально известной работорговле. Еще с конца XV века сюда устремились
португальские купцы, а нидерландские и французские путешественники,
побывавшие в Бенине в XVII веке, потом с удивлением рассказывали о
густонаселенной стране и ее столице, которая размерами своими не уступала европейским
городам. Они восхищались великолепием царского дворца, его пышным убранством
и роскошью, а также высоким мастерством бенинских ремесленников.
История
Бенина, охватывающая почти целое тысячелетие, в конце XIX века завершилась
трагически. Тогда между крупными колониальными державами Европы разгорелась
схватка за раздел Африки, и английские войска спровоцировали кровавый
инцидент. В 1897 году английский вице-консул объявил о своем намерении
нанести официальный визит «оббе» — правителю Бенина.
В ответ
«обба» сообщил, что не может принять вице-консула в назначенный день, так как
будет участвовать в очень важной местной церемонии. Однако английские власти
продолжали настаивать на визите. Многие лица, сопровождавшие вице-консула, по
дороге погибли, и хотя «обба» не нес за это никакой ответственности, англичане
послали в Бенин карательную экспедицию. Они подвергли Бенин ожесточенной
бомбардировке и разрушили его столицу. Н пламени пожара погиб и дворец
правителя, варварски было уничтожено более 2000 художественных произведений,
в число которых входили изделия из бронзы, слоновой кости и деревянные резные
украшения. Исчезло около 1000 прямоугольных литых бронзовых пластин (с
рельефами), на которых были запечатлены многочисленные посетители дворца (в
том числе и португальцы), а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям,
а потом прикрепленные к башням дворца.
Уцелевшие
в развалинах дворца бронзовые головы и некоторые рельефные плиты стали
добычей английских солдат, которые привезли их в Англию. Там эти
художественные изделия произвели подлинную сенсацию, некоторые из них
впоследствии попали в руки антикваров и обогатили коллекции многих
европейских музеев. За немногим исключением бесследно исчезли чудесные
изделия из кости — гордость бенинских мастеров, и теперь судить о них можно
только по случайно уцелевшим образцам.
К их
числу относится вырезанная из куска слоновьего бивня голова (высота ее 24,4
сантиметра), служившая пекторалью (на-i рудным украшением) знатного
аристократа. Бенинский скульптор очень искусно выточил из твердого, но
хрупкого материала выразительное лицо с широко открытыми глазами, подчеркнув
в нем типично негритянские черты. Два вертикальных рубца на лбу, куда наставлялись
железные полоски, являются отличительными знаками традиционной татуировки.
Инкрустированные железом зрачки придают взгляду особую напряженность; ожерелье
на шее сплетенное из драгоценных кораллов, орнаментальные завитки волос и
венчающая прическу диадема со стилизованными изображениями бородатых голов
европейцев (видимо, поразивших воображение мастера) составляют декоративное
обрамление маски.
У
народа йоруба еще в древние времена мастера Бенина позаимствовали и приемы
художественной обработки металлов. Легенда рассказывает, что в 1280 году
опытный литейщик Игве-Ига был отправлен царем Ифе в Бенин, где научил своему
искусству местных мастеров и где впоследствии возникла оригинальная школа торевтики.
Бенинские ремесленники в таком совершенстве овладели сложной техникой отливки
изделий из бронзы, что могли получать отливку, толщина стенок которой не
превышала 2— 3 миллиметров. Такой виртуозной работы европейские литейщики не
знали даже еще в XV веке. Недаром в 1914 году директор Берлинского музея
говорил об изделиях искусных бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни
кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».
Изготовление
бронзовых изделий считалось в Бенине привилегией царя, поэтому искусство
литья держалось в строжайшем секрете, а осама — бронзовых дел мастера — жили
и работали в особом квартале по соседству с царским дворцом и под неусыпным
надзором одного из царских приближенных. В этих мастерских изготавливались
бронзовые головы умерших царей, горельефные панели для облицовки дворцовых
галерей, разнообразные статуэтки вельмож, воинов, музыкантов...
Памятники
средневековой скульптуры Бенина тесно связаны с религиозно-магическим
мировоззрением бенинцев. У них, как и вообще у многих народов Африки, был
широко распространен культ предков. В сознании бенинцев окружающий мир был
наполнен множеством духов некогда живших людей. И хотя они уже умерли, но
незримо остаются членами родовой общины и оказывают огромное влияние на жизнь
своих потомков. В каждом бенинском доме существовал алтарь, на который члены
семьи возлагали щедрые дары прародителям и прежде всего покойному отцу.
Особым
почитанием пользовались у бенинцев царственные предки — обожествленные
владыки Бенина. Их культ имел общегосударственное значение, а алтарь в
царском дворце считался главным местом поклонения предкам всей страны. В
память о них ежегодно проводились торжественные церемонии, сопровождавшиеся
сотнями человеческих жертвоприношений.
Важную
роль в таких церемониях играли священные головы предков царя. В отличие от обычных
ухув-элао священные головы отливали из бронзы и увенчивали резными слоновьими
бивнями.
Наряду
с изображением мужских голов среди бронзовых изделий Бенина встречаются и
головы царицы-матери, занимавшей при царском дворе привилегированное
положение. В соответствии с принятым в Бенине каноном она всегда предстает в
облике молодой женщины с ярко выраженными негритянскими признаками.
Одна из
таких голов (высота ее 40 сантиметров) сейчас хранится в Британском
национальном музее. Ее высокий конусообразный головной убор с подвесками
имитирует подлинный наряд царицы. Он сплетен из розовых и голубых кораллов,
которые в Бенине ценились выше золота. Из них же составлено и необычайное по
своим размерам ожерелье, обнимающее шею бенинской царицы подобно стоячему
воротнику и обладающее магической силой.
Древний
скульптор, создавший эту голову, искусно отполировал бронзу, создав эффектную
игру световых бликов. Вертикальными линиями он обозначил на лбу линии
татуировки и стилизовал рисунок ушей, превратив их в орнаментальные завитки.
Бронзовая голова царицы-матери принадлежит к подлинным шедеврам бенинского
искусства.
|