Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
АЛТАРЬ
МАРИАЦКОГО СОБОРА В КРАКОВЕ
Старинный
польский город Краков, основанный около 700 года, располагался сначала на
небольшом возвышении левого берем Вислы, которая разделяет город на несколько
частей. У Кракова, как и у всякого древнего города, есть своя легенда.
Польский
князь Крак, добившись мира, все свое внимание уделил внутреннему устройству
государства. Сначала на холме, омываемом водами Вислы, он построил
королевский замок, затем его безопасности и великолепия основал город,
которому дал свое имя.
Но
вскоре Краков постигло страшное несчастье: под Вавельским холмом поселилось
огромное чудовище — то ли змей, то ли дракон. Прожорливое чудище похищало
крестьянский скот, а иногда даже и людей. Ненасытность дракона так измучила
жителей Кракова, что они уже стали подумывать о бегстве из города, тогда Крак
повелел начинить предназначенную для кормления дракона падаль серой, воском и
смолой, потом поджечь ее и бросить чудовищу. Дракон проглотил еду и вскоре
испустил дух от жара, снедавшего его внутренности.
Князь Крак
правил государством мудро и счастливо, он жил долго и умер в глубокой
старости. Чтя его память, благодарные жители Кракова похоронили князя с
надлежащими почестями и в согласии с обычаем. А чтобы его могила жила в веках
и чтобы потомки не забывали о ней, краковяне искусно и умело соорудили из
песка курган такой высоты, чтобы вершина его возвышалась над всеми окрестными
холмами.
Постепенно
Краков рос и расширялся, а во второй половине XIII века в архитектуре города
появляется готический стиль, что позволило возводить здания значительной высоты.
Новая готическая техника принесла с собой и новую конструкцию стен и
перекрытий, а также высокие и большие окна. Так появилось прекрасное здание
костела Девы Марии (Мариацкий костел) — самого известного готического собора
Польши. В 1223 году епископом Иво Одровонжем при Мариацком соборе была
основана самая старая приходская школа.
Костел
располагается на Главном рынке — самой большой, великолепной и величественной
площади Кракова. Самая высокая башня Мариацкого костела (высотой 81 метр)
была самым высоким строением в городе, и находилась она в ведении не
церковных, а городских властей, так как играла роль сторожевой башни. С нее
хорошо просматривались все окрестности Кракова, и, когда дозорный на Мариацкой
башне трубил сигнал, ему отвечали трубачи с других башен. Тогда горожане
спешно вооружались и занимали юранее условленные места на крепостных стенах.
До
сегодняшнего дня ежедневно каждый час появляется трубач на башне и трубит «гейнал»
— старинную военную песнь польских рыцарей. Этот обычай сохраняется в Кракове
в течение вот уже 600 лет (с небольшими перерывами), и, как в старину, грубач
поворачивается лицом попеременно ко всем четырем частям света. А в двенадцать
часов радио транслирует «гейнал» по всей Польше, потому что эта мелодия стала
еще и позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного
времени.
Происхождение
«гейнала» связано с эпохой татарских набегов, и древняя легенда рассказывает
об этом так.
Однажды
находившийся на Мариацкой башне дозорный раньше других заметил приближение
врагов и предупредил об этом горожан. Но ему не удалось до конца сыграть
сигнал тревоги: татарская стрела пробила ему горло.
В
память об этом мелодия «гейнала» и сегодня внезапно обрывается, как в далеком
прошлом внезапно оборвалась жизнь зорком» часового.
У
южного входа в костел висят средневековые железные оковы. В них в давние
времена заковывали грешников и преступников, чтобы выходившие из костела
набожные граждане могли их видеть и публично осуждать. Но на такой позор
обрекались лишь тяжко согрешившие люди.
Внутри
костела огромный высокий неф (28 метров) замыкает радуга, за которой
находится сияющий золотом великолепный алтарь работы Фейта Штоса, освещаемый
лучами солнца, падающими через средневековые витражи.
Фейт
Штос работал над алтарем двенадцать лет (1477—1489 гг.). В конце июля 1489
года мастер Ф. Штос в окружении многочисленных прихожан и членов своей семьи
присутствовал на освящении алтаря. С глубоким почтением все поздравляли
скульптора, ибо поистине невозможное он исполнил с таким совершенством!
Благодарные
жители Кракова освободили его от уплаты всех! городских налогов и податей. Да
и сами краковяне были людьми состоятельными, ибо алтарь был сооружен на
пожертвования ме-1 щан и простого народа. Собранная ими сумма в 2808 флоринов
равнялась годовому бюджету Кракова.
Алтарь
представляет собой полиптих размером 11x16 метров и признан лучшим готическим
алтарем Европы. Он выполнен ю. вызолоченного полихромированного липового
дерева, почти трех метровые фигуры алтаря вырезаны из цельных стволов, а
ствол такой толщины могли иметь только очень старые, 500-летние дере вья. Сам
алтарь создан чуть более пятисот лет назад, следовательно, материалу, из
которого он сделан, — около 1000 лет.
Как
пишут немецкие ученые Рут и Макс Зайдевиц, во время освящения алтаря взорам
верующих предстали великолепные картины. Алтарь состоит из центральной части
и четырех закрывающих ее крыльев. В верхней части алтаря изображено венчание
Богоматери, рядом с ней стоят святые Войцех и Станислав, а на' крыльях алтаря
— двенадцать барельефов, изображающих сцены из жизни Святого семейства. Когда
крылья алтаря открываются, верующие видят на них шесть сцен: Благовещение,
Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение и Ниспослание святого
Духа. Главная сцена алтаря представляет «Семь радостей и печалей Богоматери»,
«Смерть Марии», «Успение и Вознесение Ьогородицы».
Во
время войны немцы, отлично знавшие художественную цену Мариацкому алтарю,
хотели немедленно конфисковать его и увез-ги в Германию. Но польские патриоты
приняли своевременные меры, чтобы укрыть творение Ф. Штоса в безопасном
месте. Под руководством профессора К. Эстрейхера они с величайшей
осторожностью разобрали алтарь на составные части: все скульптурные барельефы
и резные орнаменты были тщательно упакованы и в ночь на 30 августа 1939 года
погружены на речное судно. Оно доставило тяжелые ящики в Сандомир, где их
спрятали в подвалах местного собора.
Чтобы
отыскать Мариацкий алтарь, немцы не останавливались ни перед пытками, ни
перед убийствами, и в конце концов им удалось с помощью предателей обнаружить
тайник. Вскоре ящики с алтарем Девы Марии разместилось в подвалах берлинского
рейх-сбанка.
А тем
временем вокруг похищенного шедевра разгорались нешуточные страсти. Некоторые
высокопоставленные нацисты считали, что Мариацкий алтарь мог бы стать
украшением и гордостью «музея фюрера» в Линце. Однако другие нацистские бонзы
тоже хотели бы получить алтарь в свои коллекции награбленных произведений
искусства. В конце концов в Германии одержала верх идея установить алтарь
Девы Марии в Нюрнберге — на родине Фейта Штоса.
Нюрнбергский
обер-бургомистр Либель был в восторге от этого предложения, поддержанного и
другими фашистскими лидерами, ведь в Нюрнберге регулярно устраивались съезды
гитлеровской партии. После «окончательной победы» было решено установить
алтарь в кафедральном соборе Святого Лаврентия, и план этот утвердил сам А.
Гитлер.
В мае
1940 года ящики со скульптурами алтаря перевезли из Берлина в Нюрнберг и
разместили в подвалах тамошнего замка. Но собрать и установить алтарь в
соборе так и не пришлось, так как город уже бомбила англо-американская
авиация. Большую чаем, ящиков перевезли в другое место, а оставшиеся в
Нюрнберге, к счастью, не пострадали.
После
разгрома фашизма, в результате долгих поисков алтарь был найден и привезен
назад в Польшу. Однако некоторые его части все же оказались в столь плачевном
состоянии, что нуждались в длительной и дорогостоящей реставрации.
Восстановительные работы заняли несколько лет, и только в 1957 году алтарь возвратился
в Мариацкий костел, где он красуется и поныне.
|