Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Сокровища
древнего подземелья
В 871
году И Цзун, восемнадцатый император правившей в Китае 1анской династии,
повелел перенести святые мощи Будды Сакьямуни из храма Фамэнь в Чанань,
тогдашнюю столицу страны, находившуюся примерно в 100 километрах от храма.
Китайский владыка следовал примеру своих предшественников, которые каждые тридцать
лет обычно переносили святые мощи из императорского храма в императорскую
резиденцию для поклонения. Таким образом монархи рассчитывали добиться
благословения Будды, что в свою очередь сулило богатый урожай и спокойствие
стране, а также долголетие им самим.
Подготовка
к перенесению святых реликвий длилась два года, в течение которых были
созданы парадные колесницы, украшенные золотом, нефритом, жемчугом, нарядными
занавесами и лентами. Бесконечный поток повозок и всадников день и ночь
двигался от храма к Чананю, так как многие жаждали увидеть священную
процессию. Верующие отвешивали ей низкие поклоны, что было само собой
разумеющимся. А вот некоторые паломники даже отрубали с обе руку или ногу,
сжигали на голове волосы, чтобы только продемонстрировать свою преданность
божеству.
Мощи
Будды сначала поместили во дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чананя.
Министры и придворные сановники старались превзойти друг друга богатством
подношений, несли искусно выполненные изделия из золота, серебра, нефрита и
фарфора, а также шелка с тончайшей вышивкой.
Но,
несмотря на пышную церемонию и щедрые дары, император И Цзун не сумел
вымолить благодать Будды и умер в том же 873 году, не успев вернуть святые
останки Великого Учителя на прежнее место. Взошедший на престол Си Цзун,
пятый сын императора, перенес мощи в храм Фамэнь в январе 874 года и приказал
замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор местонахождение их
держалось в строжайшем секрете.
Но в
апреле 1987 года в Китае было сделано сенсационное открытие, которое привело
в восторг археологов, и не только их одних. Утром 2 апреля рабочие
археологической экспедиции при расчистке основания рухнувшей в Фамэне пагоды
обнаружили древние каменные плиты. Заглянув в щель, они увидели сначала
блестящие предметы, а потом, посветив фонарями, убедились, что некоторые из
них были из золота и серебра.
На
следующий день к месту находки поспешил археолог Хань Вэй, который обнаружил
в южной части основания храма вход в подземное хранилище. Дальнейшие раскопки
явили миру редчайшую сокровищницу, находившуюся в 20 метрах от каменных плит.
Эти
плиты закрывали подземный тайник, крупнейший из ему подобных, которые когда-либо
были обнаружены на территории Китая: площадь его была более 30 квадратных
метров.
Спустившись
по каменной лестнице, Хань Вэй и его коллеги увидели по обе стороны прохода
две каменные плиты, высота которых равнялась примерно 120 сантиметрам. На
одной плите они обнаружили изображение перенесения мощей в 873 году, а также
сцены из истории храма. На другой плите — список предметов, которые были
подарены храму императорами танской династии и их министрами.
Через
неделю рабочие открыли первую каменную дверь, на которой висел каменный
замок. За дверью находились три помещения, где и хранились 121 предмет из
золота и серебра, 400 изделий из нефрита и драгоценных камней, 12 каменных
изделий, 16 изделий из фарфора, шелковые ткани и много других бесценных сокровищ.
Количество предметов полностью совпало с перечнем на каменной плите. Столько
древних сокровищ в Китае еще не находили, а кроме того, большинство из них
представляло собой «лучшие из лучших в национальной сокровищнице».
Но
помимо сокровищ, на плите было еще указано, что в хранилище покоятся и святые
останки Будды. Тщательные поиски в дальнем углу хранилища привели археологов
к сундуку из сандалового дерева, обитому по углам серебром и охраняемому
двумя каменными изваяниями. Внутри сундука находился другой, меньшего размера
и обитый золотом. Археолог Хань Вэй впоследствии рассказывал: «Всего я открыл
семь сундуков, вложенных один в другой, пока не добрался до миниатюрной
золотой пагоды с одноярусной крышей, увенчанной жемчужиной. В основании этой
пагоды находилась серебряная подставка, а на ней лежал кусочек кости. Как гласила
надпись на плите, эта косточка (длиной 4,03 сантиметра и Hi-сом 16 граммов)
является частью пальца Будды Сакьямуни».
Другой
кусочек кости археологи нашли в небольшом мраморном саркофаге, находившемся
во втором помещении. А в скрытой крыше заднего помещения они обнаружили
железный ящик, по-i рытый тканью, расшитой золотыми нитями. Внутри этого
ящика находился серебряный ларец, поверхность которого украшали IS
позолоченных статуэток, изображающих учеников Будды. На крышке ларца удалось
прочитать следующую надпись: «Это высокочтимый ларец, сделанный с
благоговением по приказу импера-юра для святых останков Будды Сакьямуни».
Но
серебряный ларец был не последним, внутри него находился сандаловый ларец, а
в нем в свою очередь — маленький хрустальный гробик, углы которого были
украшены драгоценными камнями и жемчугом. Но и эта хрустальная
находка оказалась не последней. Внутри хрустального гробика оказался еще
гробик нефритовый, в котором хранился третий кусочек святых мощей, А четвертый
фрагмент кости (последний) был найден в переднем помещении миниатюрной
четырехъярусной пагоды, украшенной цветными рисунками.
Специалисты
пытаются разгадать, как эти реликвии — единственные известные в мире останки
пальцев Будды — оказались в у раме Фамэнь. Однако древняя легенда
рассказывает, что Ашока, один из императоров индийской династии Маурья, был
ревностным покровителем буддизма и поделил святые останки Великого учителя на
84 000 частей. С целью распространения буддизма по всему свету он при помощи
богов устроил так, что за одну ночь возникло 84 000 дагоб (мавзолеев), в
каждую из которых было помещено по одному кусочку святых останков Будды. В
Китае было устроено девятнадцать таких дагоб, и пагода в храме Фамэнь была по
своему значению пятой.
Но
остается загадкой происхождение и самой пагоды. Исторические источники
отмечают, что она существовала еще до постройки храма Фамэнь — во время
царствования императора Хуанди (147—167 годы н. э.). И с самого начала было
известно, что кости пальца Будды захоронены под пагодой.
Эта
бесценная святыня тщательно охранялась в течение долгих веков, но вот в безумное
время «культурной революции», в один из сентябрьских дней 1966 года, на
сокровище было совершено покушение. Разъяренная толпа ворвалась в храм и
пыталась выведать у настоятеля Лян Цина место хранилища. Тот отказался
сообщить им и в знак протеста против насилия и издевательств облил себя
бензином и совершил акт самосожжения. Однако погромщики не успокоились.
Вооружившись кирками и лопатами, они перекопали всю землю у основания пагоды,
но так ничего и не нашли.
В
апреле 1987 года основание пагоды расчищали археологи. В слое утрамбованной
глины они нашли ореховую скорлупу и шелуху от семечек, которые остались после
погромщиков. Этот слой находился всего лишь в 60 сантиметрах от покрытия
хранилища, именно эти сантиметры и спасли бесценные сокровища.
Кроме
святых мощей Будды, ученые обнаружили монашеский жезл длиной около двух
метров, содержащий 1740 граммов серебра и 60 граммов золота. На изготовление
этого жезла с выгравированными на нем изображениями двенадцати учеников Будды
ушло девять месяцев.
Среди найденных
редкостей выделяется и ванна диаметром 54 сантиметра и весом чуть более 6
килограммов — с двумя ручками (в форме золотого цветка и утки-мандаринки).
Пристальное внимание археологов вызвала и серебряная курильница весом 19
килограммов. В верхней ее части расположились пять позолоченных черепашек,
спящих на цветках лотоса: такая композиция символизирует долголетие и
благоденствие.
Поразили
археологов и найденные шелковые ткани, в которые были вплетены золотые
крученые нити сечением тоньше человеческого волоса, обвивающие шелковую нить.
На куске ткани длиной в один метр ученые насчитали до 3000 витков золотой
нити.
Хотя
сведения об останках Будды в китайской пагоде были отражены в исторических
хрониках, находка их оказалась тем не менее неожиданной. Прежде всего
неожиданной потому, что качество и количество дарованных Будде предметов
превосходят все археологические находки, относящиеся к периоду танской
династии. Хань Вэй сравнил эту удачу с открытием в той же провинции Шаньси
армии терракотовых всадников императора Цинь Ши-хуанди.
|