Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ГЛАВНЫЙ
ШАМАН МОНГОЛИИ
В
горном селении Хангай на севере Монголии часто идут дожди. Иногда три дня и
три ночи подряд, и тогда кажется, что им кообще не будет конца. А к вечеру
даже в середине августа могут повалить хлопья снега. Каково же было древнему
обитателю этих мест — особенно в такую непогоду, особенно одному под
грозовыми раскатами грома! Грома боялись особенно, от него оборонялись шумом
и били в барабаны.
Биллем Рубрук,
средневековый фламандский путешественник, писал: «Боятся грома выше меры,
высылают тогда всех чужестранцев из своих домов и закутываются в черные
войлоки, в которые прячутся, пока не пройдет гроза». И все-таки люди жили
высоко в юрах и свои святилища сооружали здесь, в поднебесье, отсюда молили
небо и богов о милости и приносили им жертвы.
В горах
Монголии часто встречаются жертвенники, так называемые «обо», или «обоны».
Обычно они воздвигались на самой высокой части горы, а у основания ее часто
устраивались более мелкие круглые «обо». «Обо» — это обычно груда камней, в
которую воткнуты длинные жерди, палки, оси телег и детали юрт. На них нее
проезжавшие мимо вешали лоскутки с текстом молитв: ветер раздувал полоски
ткани, и создавалось ощущение, будто молитвы разносятся по свету и боги
слышат просьбы людей. В числе даров могли быть самые разнообразные веши:
спички, сахар, конфеты, монеты всех эпох и достоинств, глиняные и бронзовые
изображения богов...
А еще
во всех своих житейских вопросах люди обращались к шаманам, и одним из самых
известных и чтимых по всей Монголии был Дайн Дерхе — грозный шаманский дух.
Но более всего его почитали в Хубсугуле — тоже северном, но уже таежном
районе страны. Здесь и сейчас вам расскажут множество легенд о нем и даже,
неопределенно ткнув пальцем на северо-восток, укажут, что пещера Дайн Дерхе
«там».
Шаманских
пещер нынче сохранилось в мире не так уж много. А здесь, в сорока километрах
вверх по течению реки Уур, находится Диваджин Газар — Райское место — с
развалинами монастыря Дайн Дерхе. Сужаясь к верховьям, приток реки Уур приводит
к белой горе и пещере хана Богдо Дайн Дерхе. Места здесь болотистые, поросшие
зарослями кустарника, да ведь шаманские духи и выбирают себе такие — «поглуше
и подальше от людских глаз».
Существует
несколько версий о происхождении Дайн Дерхе. Согласно первой, он был горным
духом, после смерти превратившимся в каменную бабу, которая и стоит на озере Хубсугул.
До распространения в Монголии ламаизма возле каменной бабы проходили
шаманские посвящения, и, по преданию, существовала и шаманка-удган —
толковательница воли Дайн Дерхе. Согласно древним поверьям, его дети обитают
в одной из соседних пещер, войдя в которую простой человек теряет рассудок.
Согласно
второй версии, Дайн Дерхе был тюркским героем, который похитил жену
Чингисхана (другой вариант — дочь Чингисхана во время ее свадьбы с Хентей-ханом).
Настигнутый погоней и спасаясь от занесенной над головой сабли, Дайн Дерхе
превратился в каменный столб, на котором виден след сабельного удара.
Окаменела и похищенная им женщина: спрятавшись в расщелину горы, она также
стала почитаемым местным духом.
В
третий версии отчетливо видны следы уже буддийского влияния, и Дайн Дерхе
предстает в ней черным шаманом. Укрощенный «святым», он превзошел его в
искусстве отнимать у смерти ее жертвы и был послан им в Монголию. По дороге
Дайн Дерхе изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив одну
половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца.
Общим
во всех этих (и некоторых других) версиях является каменное изваяние, ставшее
воплощением Дайн Дерхе. И оно действительно существовало вплоть до начала
1930-х годов. Стояло оно недалеко от развалин Райского места и выглядело
приблизительно так: камень в человеческий рост, в верхней части которого была
трещина от удара острым предметом. Обернутый в шелковую материю, камень и в
самом деле приобретал сходство с человеческой фигурой. Перед ним ставились
различные приношения, а в июле месяце в день праздника Дайн Дерхе камень
обертывали ноной тканью.
В этот
день ламы в монастыре устраивали специальную церемонию «цам», после которой
камень становился влажным. Очевидны утверждали, что если по окончании «цама»
камень протереть платком, то платок начинал пахнуть человеческим потом.
В 1929
году монастырь Дайн Дерхе Шаравлийн хурэ был закрыт, камень вывернули из
земли и увезли в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов
остались лишь фундаменты, деревянные колонны (еще довольно прочные), вокруг
которых разрослись березки.
А
пещера Дайн Дерхе сохранилась. Она представляет анфиладу из трех
горизонтальных залов, а в потолке последнего зала имеется проход, через
который можно попасть в залы второго яруса.
Во всех
залах, кроме первого, темно и прохладно. Все святилище Дайн Дерхе разместилось в
первом зале, у самого входа в пещеру. Центральную часть святилища занимает
жертвенный столик, на котором стоит вырезанная из дерева полуметровая фигура
всадника в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной и
собранными на макушке волосами. Волосы увенчаны изображением ваджры — пучком
молний.
Это и
есть Дайн Дерхе, и перед ним на столе, как и в прошлые времена, разложены
жертвенные приношения: сыр, сливки, сухой творог, печенье, конфеты, спички,
водка в чашках, масло для лампад.
На
стенах пещеры развешаны полуистлевшие от времени свитки с изображением
буддийских божеств. С потолка свисают закрепленные на шестах многометровые
полотнища, на которых разноцветной тушью написана молитва Дайн Дерхе как
покровителю счастья, мира и благоденствия на земле. А на одном из полотнищ
рассказывается и о достижениях самого человека: о его успехах в космосе, о
мире на земле и о вкладе монгольского народа в эти достижения...
|