Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ЗОЛОТОЙ
КОЗЛИК ИЗ УРА
В III
тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров
цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху
своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами,
дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и
женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.
В
1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной экспедицией
сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский
археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет.
На
протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество
бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли
удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых
произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала
неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу
огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который
помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных,
которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной
усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто
добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие
всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из
придворного гарема — в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах,
слуги, музыканты, рабы...
Следом
за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие
воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники
траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и
после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным
напитком и погружался в вечный сон.
В
результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые
и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные
украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных
металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в
середине XXX века до нашей эры. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в
совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них
сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью
и тончайшим филигранным кружевом.
Драгоценные
металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского
нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера
прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом
выявляли его красоту в своих изделиях.
Одним
из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая
стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он
упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти
сантиметров.
Таких
статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура
гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном
музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают,
что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого
до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.
Фигурки
козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет
деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была
наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым
листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние
мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые
рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все
остальные детали, например, нитки шерсти на спине и боках вырезаны из
маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.
Подставка
самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой.
Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца
козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями.
Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с
холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает
яркий декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший
от многовекового прерывания в земле, стал выглядеть только после
скрупулезного труда реставраторов.
|