Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
СЕРЕБРЯНЫЙ
КЛАД ИЗ МИЛДЕНХОЛЛА
В
начале Второй мировой войны два фермера (по другой версии — один) пахали поле
близ Милденхолла в английском графстве Суффолк. Вспахивая землю на десять
сантиметров глубже обычного, они вдруг наткнулись на клад римской серебряной
посуды, состоявший из 34 предметов.
По всей
вероятности, клад был зарыт в конце IV или начале V веков, когда римское
господство на Британией клонилось к закату, а на остров все чаще стали
нападать морские разбойники — ирландцы и саксы. Все предметы Милденхоллского
клада бесценны, но шедевром его считается большое круглое серебряное блюдо,
вес которого составляет 8,256 килограмма. Скорее всего оно было изготовлено в
Риме, где искусный ювелир отлил его в технике «потерянного воска». Затем он
осторожно выбил молотком и тщательно прочеканил многочисленные рельефные
фигуры, а тончайшие детали их исполнил безупречным гравированным рисунком.
В
центре композиции на блюде, диаметр которого составляет около 61 сантиметра,
расположен медальон с головой морского божества — Нептуна (или Океана). Его
вдохновенное лицо со сверкающими глазами обрамлено бородой из листьев морской
травы и вздыбившимися волосами, в которых резвятся четыре дельфина. На блюде
также изображены и другие мифологические герои: они играют на различных
музыкальных инструментах, танцуют, резвятся.
Владыку
подводного царства окружает хоровод фантастических чудовищ с торсами
человека, оленя, коня (или рогатого кабана) и развивающимися чешуйчатыми
хвостами, на которых возлежат обитающие в глубинах моря нереиды — дочери
морского царя Нерея.
Вокруг
бога Океана располагаются две концентрические окружности, которые разделяются
своеобразным ожерельем, выложенным раковинами морского гребешка.
Первый
фриз блюда изображает процессию, сопровождающую Диониса-Вакха — сына Зевса и
победителя титанов, бога плодородия, виноделия и постоянного обновления
природы. Обнаженный Дионис с тирсом в левой руке и виноградной гроздью в
правой, опираясь ногой на спину пантеры. К нему спешит его воспитатель —
лысый сатир Силен — и протягивает богу полную чашу мина.
На
втором фризе вокруг Диониса в стремительном танце несутся его постоянные
спутники — юные сатиры и грациозные менады и гонких развевающихся одеждах.
Среди них выделяются могучая фигура Геркулеса, которого с трудом поддерживают
два сатира (один поддерживает его спереди, а другой обхватил поперек груди
сзади), и козлоногий пляшущий Пан — бог гор, лесов и пастбищ.
Мифологические
изображения, которыми богато украшено блюдо), имеют и глубокий символический
смысл: эти мотивы были связаны с религиозно-философскими учениями поздней
античности. Они наводят на мысль о путешествии в загробный мир: Океан
напоминал о прекрасных островах загробного мира, сидящие верхом на тритонах
нереиды Олицетворяли бессмертные души праведников. Сцены веселья могут
восприниматься и как аллегория райского блаженства душ, попавших на небеса.
Блюдо это могло играть ритуальную роль в дионисийских мистериях или
сопровождать человека в загробный мир, а изображенный на нем пир и
представлении философов II—IV веков являлся аллегорией вечного
блаженства, путь к которому как раз и открывали мистерии — посвящения в
таинства дионисийского культа.
Богатый
орнамент на чашах и блюдах полностью закрывала чиразовавшаяся на протяжении
веков твердая корка, и разглядеть по можно было только после тщательной
очистки.
В 1946
году специальная комиссия, изучив все обстоятельства обнаружения клада,
объявила, что сокровище «была найдено на поле, не имеющей владельца» и потому
(по английским законам) «пишется собственностью государства. Тогда же
драгоценная серебримая утварь была передана Британскому национальному музею.
|