Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
КАМЕНЬ
МИРОПОМАЗАНИЯ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ ОГОНЬ НА ПАСХУ
У
подножия Голгофы находился сад Иосифа Аримафейского, тайного ученика Иисуса
Христа. В этом саду возвышалась гора, в которой высечена была погребальная пещера.
Такие пещеры и спустя много столетий после смерти Спасителя можно было видеть
не только в окрестностях Иерусалима, но и по всей Святой земле. Обычно они
состояли из высеченного в скале притвора, из которого низкая и узкая дверь
ведет в высеченную же в скале погребальную пещеру. В ней и находится каменное
ложе, на которое клали умершего, а вход в пещеру закладывался большим камнем.
В такую погребальную пещеру по снятии с креста и было положено божественное
тело Господа нашего Иисуса Христа.
Святая
царица Елена, мать императора Константина, вместе с иерусалимским епископом Макарием
начала сооружать на этом месте храм, который заключал бы в себе все святыни
христианства, а поэтому по великолепию своему храм должен был быть первым в
христианском мире. Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма,
святая Елена принуждена была отсечь ее от скалы т выступающего из нее
притвора. Внутренность пещеры царица оставила без изменений, но снаружи
выровняла отсеченные стены, кверху свела их в виде заостренной пирамиды и
обложила ее дорогим мрамором, золотом и драгоценными камнями.
Часовня
(Кувуклия) представляет собой малую церковь, над ней — невысокий купол, а над
дверью ее висят три образа Воскресения — Греческий, Латинский и Армянский. По
обеим сторонам входа в Кувуклию стоят двенадцать больших подсвечников.
Во
время завоевания Иерусалима персидским царем-огнепокпонником Хозроем
украшения, сделанные святой царицей Еленой, были святотатственно похищены
персами, но при восстановлении ирама святым Модестом пещера снаружи вновь
была отделана мрамором. Перед входной дверью в пещеру спереди был пристроен придел,
который впоследствии стал приделом Ангела. Стены придела тоже выложены —
белым мрамором с резьбой, а в правой и пеной стене придела сделаны два
небольших оконца.
Посреди
придела находится часть камня, приваленного к погребальной пещере Иисуса
Христа и отваленного Ангелом при Воскресении Господнем. Камень этот в
поперечнике имеет ширину около пяти метров. Он вложен в каменную вазу, и над
ним всегда горят пятнадцать лампад. Когда литургию служит греческий патриарх,
вазу эту покрывают серебряной доской, которая служит престолом.
Апостолы
и святые отцы свидетельствуют, что при Воскресении Иисуса Христа Гроб Его
осветился невещественным светом. Так, например, Григорий Нисский писал: «Петр
видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом,
исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако... образы
видел внутренняя».
Первое
упоминание о получении Благодатного Огня сохранилось с IV века, с самого
основания храма Воскресения. Нетварный свет стал появляться у Гроба Господня
в Великую субботу как знак того, что Иисус Христос «воистину воскрес». Ни на
один год с тех пор не прерывалось свидетельство Благодати, данной храму
Воскресения. Следует особо отметить, что получение Благодатного Огня
принадлежит исключительно православным.
Появление
Благодатного Огня на Гробе Господнем находится под строгим и ревностным
надзором гражданских властей Иерусалима. Все огни в храме Воскресения тушатся
еще накануне, в Великую пятницу, под контролем полиции. На середину ложа Живоносного
Гроба ставится лампада, наполненная маслом и со светильником в поплавке, но
без огня. По краям ложа кругом прокладывается лента, и по всему ложу
раскладываются кусочки ваты.
После
этого все помещение Гроба Господня тщательно осматривается гражданскими
властями, и затем вход в него ими же опечатывается. Запечатанный Гроб
Господень покоится до Великой субботы.
Самого
Патриарха Иерусалимского разоблачают, и он остается в одном подряснике; его
всего с ног до головы осматривают и ощупывают, нет ли при нем чего-нибудь
воспламеняющегося. Только после этого снимают печать со входа в Гроб
Господень и патриарха впускают в него для получения Благодатного Огня.
В самой
пещере темно, и Патриарх один в тишине молится Спасителю, иногда минут
десять, а иногда и более. И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются голубые бисеринки; умножаясь, они превращаются в
огонь, от которого загораются приготовленные вата, лента и лампада. Патриарх
немедленно зажигает два своих пучка свечей и, выйдя в придел Ангела, дает
армянскому патриарху зажечь свои свечи, после чего оба патриарха подают в
овальные окошечки «Благодатный Огонь» богомольцам.
При
появлении Небесного Огня, как взрыв грома, раздается шум и гул радости и
восторга во всем храме Воскресения Христова. Торжественны бывают и предпасхальные
службы в Иерусалиме, но ни одна из них не привлекает столько внимания, как
эта церемония. Врач А.В. Елисеев, пилигрим из России, писал впоследствии: быть
в Иерусалиме на Пасхе и не быть при раздаче священного огня — это, значит, не
видеть ничего. Даже в Пасхальную утреню храм Воскресения не бывает так
переполнен народом, как в день нисхождения священного огня. Не только
православные, но и христиане других исповеданий (армяне, католики, копты),
даже мусульмане, стекаются сотнями, чтобы присутствовать на этом единственном
в мире зрелище».
Все
присутствующие обычно держат в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу
лет земной жизни Иисуса Христа. Но, по свидетельству очевидцев, у русских
всегда были громадные пучки свечей, иногда даже до 100 и более. Каждый хотел
подарить своим друзьям на родине свечку от Гроба Господня, обожженную Благодатью.
Огонь,
полученный в Великую субботу на Гробе Господнем, поддерживается в Кувуклии целый
год и тушится только накануне следующей Великой субботы.
Выше
уже говорилось, что никто не может быть с Патриархом Иерусалимским внутри
пещеры Гроба Господня, кроме епископа Армянского, но и тот допускается лишь в придел Ангела.
Несколько веков назад армянам удалось однажды оспорить у православных право
получать Священный Огонь. Вот как об этом рассказывает инок Парфений.
«Когда-то
богатые армяне вздумали оттеснить греков от Гроба Господня и даже вовсе из
Храма Воскресения. Они собрали много денег и подкупили иерусалимское
начальство (турок), уверяя их, что Свет сходит не ради греков, а ради всех
христиан. И если мы, армяне, будем там на Пасху, то тоже получим его.
Турки
тогда и утвердили, чтобы армяне могли получить Священный свет. Армяне сильно
обрадовались и писали по всем землям к своим единоверцам, чтобы те шли на
поклонение в иерусалимский Храм.
Наступила
Великая суббота, и армян пришло великое множество, а бедных греков турецкое
воинство выгнало вон, и они исполнились великой горести и скорби. Во время
тяжелого турецкого ига единственным утешением им был Гроб Спасителя, а теперь
и от него их отлучили. Даже Святые врата закрыли.
Армяне
внутри Храма радуются и веселятся, а православные греки горько рыдают. Они
находились против Святых врат на площади, а кругом стояло турецкое воинство и
караулило, чтобы не было бунта. И патриарх, и православные греки все стояли
со свечами, так как надеялись хоть через окно от армян получить Благодатный
огонь. Но Господь захотел устроить другое: показать истинную веру своим
огненным перстом и утешить смиренных греков.
Уже
пришло время, когда исходит Благодать, но огня нет: армяне испугались, начали
плакать и просить Бога, чтобы Он послал им Благодать, но Господь не услышал
их. Уже полчаса прошло и более, а Священного света все нет.
День
был чистый и светлый, греческий патриарх сидел в правой стороне. Вдруг ударил
гром и на левой стороне мраморной колонны что-то треснуло, из трещины вышел
огонь пламенем. Патриарх встал и зажег свои свечи, а от него зажгли свечи и
все православные христиане. И тогда все обрадовались и возвеселились, а
православные арабы начали от радости прыгать и кричать: «Ты один ecu Бог наш
Иисус Христос, едина наша истинная вера — православных христиан!». Они начали
бегать по всему Иерусалиму и подняли в городе шум и крик.
Стоявшие
на страже воины-турки, увидев такое чудо, весьма удивились и даже ужаснулись.
Один из них, по имени Омир, тотчас уверовал в Иисуса Христа и закричал: «Един
истинный Бог — Иисус Христос!». Он стоял на страже у Авраамова монастыря, на
высоте более 15 аршин, и прыгнул оттуда вниз к христианам. Но ноги его
ступили на твердый мрамор, как на мягкий воск. До сих пор видны два следа
его, хотя неправославные и стараются загладить. Спрыгнув, воин Омир взял свое
оружие, железом воткнул в камень, как в воск, а сам непрестанно прославлял
Христа. За это турки отсекли ему голову, а тело его сожгли. Кости же Омира
греки собрали, положили в раку и поставили их в женском монастыре великой
Панагии, где они до сих пор источают благоухание.
Армяне
внутри у Гроба Господня ничего не получили и были этим сильно посрамлены.
Турецкий паша в Иерусалиме и другие начальники сильно на них за это
вознегодовали и хотели даже всех их изрубить. Но, убоявшись султана, только
тяжело их наказали».
С тех
пор православных больше не оттесняли от Живоносного Гроба, а колонна та и до
сего дня стоит треснутая и почерневшая.
|