Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
СВЯТАЯ
ПЛАЩАНИЦА ХРИСТОВА
В наше
рациональное время мир залит равнодушием к вере Христовой. И несмотря на то,
что положение начинает заметно изменяться к лучшему, во многом еще царят
безверие, безбожие и атеизм. Однако в напоминание верующим, в утверждение
колеблющимся существует документ особой силы и значения. Это Плащаница,
которой Иосиф Аримафейский и Никодим при погребении обвили тело Иисуса Христа
перед положением Его во фоб, — величайшая из святынь всего христианского
мира.
«Пришел
также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны
и алоя, литр, около ста.
Итак,
они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно
погребают иудеи».
Самые
ранние сказания о Святой Плащанице относятся к VII веку. В записях того
времени говорится о Полотне, покрывавшем пречистое тело Спасителя, на котором
осталось Его изображение. Первое время, пока было гонение, на христиан,
Святая Плащаница Христова сохранялась верующими втайне. Когда же гонения эти
прекратились, Плащаница хранилась у византийских императоров — в
императорской часовне при храме Влахернской Богоматери. Они ревностно
охраняли ее и долгое время не показывали народу. Впоследствии Плащаницу стали
выносить из храма, развертывать, и народ приходил поклоняться святыне, на
которой «ясно можно было видеть Лик Господень». Однако возникает еще вопрос и
о том, где же хранилась Плащаница до того, как она попала в Константинополь?
Евангелисты
повествуют, что пелена, которой было обвито тело Иисуса Христа по его
погребении, лежала на полу погребальной камеры. Первыми ее увидели ученики
Его, Иоанн и Петр, и жены-мироносицы. По преданию, Плащаница хранилась
сначала у святого апостола Петра, а потом передавалась от ученика к ученику.
В писаниях доконстантинопольскои эпохи она практически не упоминается. Это
была великая святыня, и сведения о ней могли бы послужить поводом для ее
поисков языческими властями.
Но вот
в 1353 году граф Жофруа де Шарни принес в дар аббатству, которое он основал
близ Труа, Плащаницу как подлинное полотно, которым было обвито тело Иисуса
Христа при снятии em с креста и при погребении. Точных сведений, откуда де Шарнп
получил Плащаницу, нет, известно только, что она с незапамятных времен
находилась в его родовом замке и будто бы досталась пред ку де Шарни как
военная добыча с Востока.
Слух о
чудесной Плащанице быстро распространился среди народа, и толпы богомольцев
стекались в Труа на поклонение святыне. Однако епископ Г. Пуатье быстро
прекратил это паломничество, так как сам не верил в подлинность Плащаницы и
считал изображенный на ней лик Спасителя делом рук плохого живописца. Вскоре
Плащаницу вернули графу де Шарни, и он хранил ее у себя.
Однако
здесь следует вспомнить об особой ценности сообщений Николая Мазарита,
спасшего святую Плащаницу от огня еще в 1201 году: «Похоронные ризы Христа.
Они из полотна. Еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению
потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в
смерти». Николая Мазарита поразило то, что Иисус Христос на Плащанице
совершенно нагой, а такой вольности не мог себе позволить никакой
христианский художник.
Поклонение
Плащанице возобновилось в 1389 году, но Петр д'Арси (новый епископ Труа) тоже
не хотел верить в подлинность святыни. Чтобы покончить с этим спорным
вопросом, он отправил римскому папе Клименту VII послание, в котором и
изложил свои выводы о неподлинности Плащаницы. К посланию епископ приложил
вымышленное письмо (якобы бы найденное им), в котором какой-то неизвестный
живописец признается, будто это он нарисовал Плащаницу. Папа благосклонно
отнесся к этому посланию и своей буллой приказал считать Плащаницу простой
живописью. Святыня вновь возвратилась в замок Шарни, а в 1452 году Маргарита
де Шарни, одна из наследниц графа, подарила Плащаницу своей подруге —
герцогине Савойской. Людовико I Савойский, супруг герцогини, построил в
городе Шамбери прекрасную капеллу для драгоценной реликвии, куда ее
торжественно внесли в 1502 году. Однако случившийся через год пожар едва не
уничтожил часть капеллы, Плащаница чуть было не погибла, но самого
изображения огонь не коснулся. Только на согнутых краях остались следы...
Когда в
1898 году Плащаница была выставлена на Международной выставке религиозного
искусства, вновь разгорелись споры о ее подлинности. Одни видели в
изображении на Плащанице плохую живопись, не заслуживающую особенного
внимания. Другие, кто отнесся внимательно и беспристрастно, приходили к
твердому убеждению, что это не живопись и изображение получилось
непосредственно от тела умершего человека.
Для
археологов Плащаница явилась совершенно необъяснимым предметом, так как
ничего подобного ей ранее не встречалось. Плащаницу повесили высоко над
аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать.
Археолог
и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался
испорченным, а другой (60 х 50 сантиметров) вечером того же дня, 28 мая, он
проявил и... оцепенел. Получилось очень отчетливое изображение в позитиве
погребенного после распятия человека — со следами бичевания на спине, от ран
на руках и ногах, в боках, со следами от тернового венца на лбу и на голове.
На руках раны были не на ладонях, а выше сгиба кисти руки. Капли кровавого
пота исчерчивают лицо, а на теле образуют сгустки крови. И несмотря на следы
от ран фотограф видел перед собой фотографический портрет Спасителя — Лик с
неземным выражением красоты и благородства. У С. Пиа невольно появилась и
крепла уверенность, что на полотне до сих пор все видели лишь негативное
изображение Лика и Божественного Тела Иисуса Христа. Всю ночь просидел
фотограф в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так
неожиданно представшего у него в доме Иисуса Христа. «Святая Плащаница, —
размышлял фотограф, — сама каким-то невообразимым способом представляет собой
фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Этой
Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу, больше
1000 лет! А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего 69 лет!.. Тут, в
этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо».
Французские
ученые, доктор химии П. Винсон и профессор физики Кольсон, увидев
фотографические снимки, приступили к исследованию отпечатков на пелене. В
течение двух лет ученые проделали целый ряд физико-химических опытов и пришли
к выводу, что при тех условиях погребения, как об этом рассказывают
евангелисты, отпечатки на полотне могли получиться. Изображение на Плащанице
не могло быть подделано, так как художники прежних времен изображали
распятого Иисуса Христа совершенно не так, да и рисунка в строгом смысле
этого слова на пелене нет: на пей находятся лишь пятна без резких очертаний.
Там, где пелена близко соприкасалась с телом, очертания эти интенсивнее и отчетливее.
Дальнейшие
исследования показали, что подверженное действию аммиачных паров тело
(завернутое, по обычаю древних евреев, в пропитанные соком алоэ
пелены) может производить отпечаток на пелене совершенно так же, как и в
случае с Туринской Плащаницей. Впоследствии свои исследования П. Винсон
обобщил в книге, в которой он, в частности, писал: «Туринская Плащаница
представляет поразительное явление с научной точки зрения. Не имея в пользу
своей подлинности последовательных и достоверных научных данных, она сама
неопровержимо ясно говорит о своей нерукотворности: история ее происхождения
начертана на ней самой».
Известия
об исследованиях французских ученых появились во многих периодических
изданиях в 1902 году. Появились они и в русских журналах и газетах,
вследствие чего в России интерес к плащанице был настолько захватывающ, что
многие русские люди дали себе обещание рано или поздно побывать в Турине для
поклонения Святой Плащанице Христовой.
Вопрос
о происхождении изображения на Плащанице вызывает интерес не только среди
ученых. В середине 1980-х годок интересную версию выдвинул О. Хмоловский из
Ленинградской области. Он считает, что изображение на Плащанице могла оста
вить... молния. И даже приводит случай, когда на теле солдата, убитого
молнией, отпечатались форменная пряжка ремня и находящаяся у него в кармане
монета. «Если допустить, — продолжает О. Хмоловский, — что в то время, когда
тело Христа обертывали плащаницей, хлынул дождь и мокрое полотно прилипло к
телу. Люди поспешили в укрытие, а тело Христа положили на землю. Ударившая
рядом молния «стекла» на плащаницу и сделала отпечаток».
Однако
физики (например, Л. Пекарь) утверждают, что от молнии, даже от ста молний,
не может запечатлеться изображение ни на чем-либо, кроме особым образом и для
особых целей приготовленных эмульсий. Даже если допустить, что образовалось
вещество рекордной чувствительности, то и в таком случае от дневного или
сумеречного света детали (как на любой фотографии) потеряли бы четкость за
считанные секунды.
Врач М.
Ильин подошел к вопросу о происхождении изображения на Святой Плащанице с
медицинской точки зрения. Он считает, что человек, чье изображение
сохранилось на Плащанице, был болен, а загадочный снимок получился благодаря
особенностям его редкой болезни. Эта болезнь называется порфирия, когда у
больного вместе с выделениями выходят порфирины — пигменты, в основе которых
лежит структура из четырех колец пиррола. На свету патологические порфирины
вступают в реакцию и окрашивают в красный и бурый цвет и сами выделения, и
ткань, на которую они попадают.
В нашу
задачу не входит описание всех исследований Святой Плащаницы, которые
проводились на протяжении десятилетий. Но об одном открытии, которое сделали
Джексон и Джампер (эксперты военно-воздушных сил США) и которое по сей день
вызывает головную боль у физиков и оптиков, мы все-таки расскажем.
Джексон
и Джампер обработали снимки Плащаницы компьютерным анализатором,
преобразующим интенсивность оттенков изображения в цифровую форму. Затем по
этим данным было изготовлено множество картонных пластинок разной высоты. Поставленные
друг за другом в определенном порядке эти пластинки образовали рельеф,
ошеломивший исследователей. Они увидели на плащанице объемное изображение
человека! Такого результата после аналогичной обработки простых фотографий
или рисунков не получается. И никто не может объяснить до сих пор, как в
плоском контуре человеческой фигуры на Плащанице мог быть «закодирован»
объемный вариант...
|