Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ЗОЛОТО
БАКТРИИ
Афганистан,
расположенный в самом сердце Азии, давно уже привлекал внимание историков и
археологов своими древностями, но широкомасштабные археологические раскопки
начались здесь лишь после Второй мировой войны. Одна из особенностей древней
истории Афганистана — наличие в ней различных культур, одной из которых
являлась бактрийская цивилизация. До сравнительно недавних открытий советских
археологов никто из ученых не предполагал, что в Бактрии существовал
своеобразный очаг древней металлургии. Сотни медно-бронзовых изделий: орудия
труда и всевозможные украшения, тяжелые церемониальные топоры со
скульптурными изображениями птиц, животных и людей, золотые и серебряные
сосуды с чеканными, гравированными сценами — все это выходило из древних
бактрийских мастерских.
В 1978—1979
годы на севере Афганистана, на холме Тилля-тепе, производились раскопки, во
время которых археологи обнаружили богатый некрополь с княжескими, а может
быть, и царскими погребениями. В шести могилах было найдено около 20 000 золотых изделий, большинство из которых составляли небольшие золотые
бляшки, некогда нашитые на погребальные одеяния. Эти бляшки, разных форм и
размеров, нередко были инкрустированы вставками из бирюзы, лазурита и
сердолика.
Все
погребенные были похоронены в богатых одеждах, расшитых золотым шитьем с
нанизанными на золотые нити жемчужинами. Одежды покойных застегивались на
груди золотыми застежками, которые были сделаны миндалевидной формы или в
виде массивных двойных дисков, инкрустированных бирюзой. Одна из найденных
застежек представляет собой две одинаковые половинки из золота, отлитые в
виде обнаженных амуров, сидящих на рыбах, которым были приданы черты
дельфинов. На головах рыб сохранились пышные султаны, инкрустированные
выпуклыми бирюзовыми вставками; бирюзу и лазурит древние мастера использовали
и для передачи рыбьей чешуи, плавников и хвостов. Во рту у одной из рыб был
зажат крючок, а у другой — петля, с помощью которых обе половинки застежки
соединяли рубаху у горла.
Сидящие
верхом на рыбах амуры одной рукой держатся за султаны, вторая рука у них
поднята вверх. Пухлые лица амуров с отвислыми щеками и чувственно припухлыми
губами далеки от античных эротов, какие резвятся среди морских волн. Правда,
и погребениях Тилля-тепе были найдены такие же амурчики, сидящие на спинах
дельфинов, но уже имеющие за спиной крылышки.
Головы
почти всех усопших покоились в золотых и серебряных чашах; одна из них была в
форме греческого фиала, на котором 1'ыла древнегреческая надпись. К верхней
части надписи древний мастер приклепал золотое деревце и небольшую фигурку горного
i о ша. Деревце имело прямой ствол, от которого отходят извивающиеся ветки,
унизанные жемчужинами (видимо, имитирующими и моды).
Небольшая
пустотелая статуэтка горного козла, стоящего в спиной, даже горделивой позе,
является подлинным шедевром бактрийского искусства. Его чуть горбоносая морда
с тонкими прожилками и бугорчатыми мускулами щек сверху венчается сильно
вкрученными рогами; тонкие уши-лепестки лишь подчеркивают почти царственный
поворот головы архара; изогнутая шея спереди украшена косматой головой.
Ученые предположили, что эта статуэтка являлась частью более сложной
композиции, так как у архара Выли кольца, на которые опираются его копытца, а
также полая трубочка.
Н погребениях
Тилля-тепе археологи нашли короны и высокие головные уборы типа тиары. Так,
например, голову одной усопшей венчала золотая корона удивительно тонкой
работы. Корона была составлена из пяти резных пальметок, укрепленных в
основании на широкой ленте. Каждая из пальметок вырезана в форме
стилизованного дерева, на ветвях которого уютно примостились птички Всё
вместе (пальметки и лента) украшались золотыми цветочками, богато
орнаментированными жемчугом и бирюзовыми вставками. Корона была на женщине, и
это еще раз подтверждает то высокое положение, вплоть до царского, которое у
кочевников занимали женщины. В короне отразилась и более древняя (чем у бактрийцев)
восточно-иранская мифология, связанная с представлением о «священном дереве»
и собирающих семена птицах и Нашедшая косвенное выражение в «Авесте».
С
головных уборов спускались массивные золотые подвески, одна из которых была
отлита в виде двух протом лошадей, мордами обращенных в противоположные
стороны друг от друга. Гривы и уши животных были инкрустированы бирюзовыми
вставками, а вниз от подвески спускались золотые цепочки, заканчивающиеся
дисками или резными листочками.
Среди
найденных в Тилля-тепе предметов замечательными являются и золотые
двусторонние серьги, отлитые в весьма сложной форме. Обе стороны серег
сохранили одинаковое изображение государя, борющегося со стоящими по его
бокам драконами. Властные, суровые черты лица передают облик правителя с
бесстрастными, по-рыбьи поставленными глазами и прямым носом. На голову
правителя надета высокая корона, а на лбу его отмечено пятнышко «тика», что
говорит о несомненном влиянии Индии, где этот знак служил показателем
высокого социального положения.
Из-под
короны на царские плечи легкими косыми прядями спускаются длинные, пышные
волосы, шею, по предположениям ученых, охватывала гривна. Торс правителя
облечен в короткий, свободно запахнутый кафтан, туго перетянутый в талии
поясом. Расставленные в стороны руки царя упираются в рогатых и крылатых
драконов, лошадиноподобные морды которых изображены c широко раскрытыми
пастями. Тела драконов (с несколько неестественно вывернутыми назад ногами)
украшены бирюзовыми, лазуритовыми и сердоликовыми вставками.
Вниз от
этой композиции, причудливо переплетаясь, спускаются витые цепочки,
образующие сетку, украшенную фигурными бляшками с инкрустацией из
кроваво-красного граната, голубой бирюзы и синего лазурита.
Пальцы умерших
были унизаны золотыми перстнями. На одном из перстней изображалась богиня
Афина, сидящая на троне со шитом в руке. На перстне была сделана греческая
(?) надпись, выполненная в зеркальном отражении, что характерно для печатей,
которыми делались только личные оттиски.
Помимо
описанных выше предметов, у многих погребенных были золотые ножны, железные
кинжалы, золотые бляхи-фалары — украшения для конских уздечек, золотые
плетеные пояса, а также золотые косметические сосуды со скульптурными
фигурками, мелкие стеклянные и янтарные украшения, монеты... Монеты и позволили
ученым определить, что некрополь Тилля-тепе относится к рубежу нашей эры и
скорее всего принадлежал правящему слою кочевников-кэчжей. Вероятнее всего,
по их заказу и было сделано большинство ювелирных изделий местными
бактрийскими мастерами.
|