Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
БРОНЗА КИТАЯ
В
экспозиции Пекинского императорского музея большое место занимают
классические образцы древней китайской бронзы XVI— III веков до нашей эры, их
насчитывается в фондах музея свыше пятисот экземпляров. Техника обработки
бронзы в Китае еще во II тысячелетии до нашей эры достигла более высокого
развития, чем в других государствах древности. При правителях династии Шан
(около 1500 года до нашей эры) этот вид ремесленного производства был выделен
в отдельную отрасль: шанские мастера по обработке бронзы принадлежали к
тайным обществам. А в эпоху «Воюющих царств» обработка художественных деталей
бронзовых изделий усовершенствовалась за счет использования при их отделке
инкрустации золотом, серебром и бирюзой. Шанские ремесленники делали из
бронзы замечательные изделия самого различного назначения — от колоколов до
тщательно отполированных зеркал.
Отдельные
экземпляры бронзовых произведений китайского искусства попадали к зарубежным
коллекционерам, однако в странах Европы китайская ритуальная бронза оставалась
неизвестной вплоть до XX века. В середине 1920-х годов к северо-западу от современного
города Аньяна проводились крупномасштабные археологические раскопки, которые
и прославили китайскую бронзу на весь мир. В Китае, как и во многих других
странах, тоже производились грабительские раскопки, но сначала основным
объектом воровской добычи были кости животных и панцири черепах с гадательными
надписями. После начала раскопок в Аньяне появился спрос и на другие вещи.
А во
время сельскохозяйственных работ, проводившихся в ноябре 1971 года около
деревни Баймяохань, крестьяне обнаружили яму неправильной формы, в которой
нашли клад — бронзовые кпевцы, наконечники копий и мечи. Это был скорее даже
не клад, и склад — древнее хранилище оружия.
В
деревне Баймяохань археологи откопали огромное городище, окруженное остатками
оборонительной стены. Ширина стен, низведенных из утрамбованной земли, у
основания равнялась 40 сантиметрам, высота сохранившихся стен — 15—18 метров.
Внутри городища располагались многочисленные жилища, строения дворцового
типа, мастерские и могилы.
Клад
бронзовых вещей состоял из 80 клевцов, 80 наконечников для копий и двух
мечей. Кинжалы и мечи относятся к сравнительно редким предметам вооружения
эпохи поздней бронзы. До последнего времени они практически не были известны
археологам, даже к началу 1980-х годов их было известно чуть более сорока
экземпляров. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с количеством
древкового оружия тех же эпох. Ученые объясняют это 1см, что кинжалы и мечи
были оружием пехоты, тогда как в первую половину эпохи Чжоу военное дело
основывалось на колесничном бою.
На
многих орудиях, найденных в деревне Баймяохань, были сделаны надписи.
Иероглифы древние мастера отливали вместе с самим оружием. Если при отливке какой-нибудь
иероглиф полу-i шея нечетко, то его дополнительно прорезали.
Надписи
эти очень важны в историческом отношении, так как пни позволили ученым
проверить и уточнить многие хронологические даты китайской истории. Они
помогли уточнить и время изготовления самого оружия — поздний этап периода Чжаньго.
Может
быть, этот клад зарыли противники циньского режима, чтобы укрыть оружие от
конфискации, которую в 221 году до нашей эры проводил Цинь Ши-хуанди —
«первый император Цинь».
Период Чжаньго
в развитии древнекитайской цивилизации отличался уже высоким производством
железа, однако оружие оставалось бронзовым. Для объяснения этого факта
историки часто приводят известную фразу из «Речей царств»: «Из прекрасного
металла выплавляют мечи, трезубцы, пробуют с собаками и лошадьми*; из плохого
металла выплавляют мотыги, лопаты, топоры и тяпки, которые применяют на
земле».
Одними
из наиболее прекрасных изделий древних китайских мастеров стали бронзовые
ритуальные чаши, которые применялись во время религиозных жертвоприношений
душам предков. В самом Китае собирательская деятельность при императорском
дворе началась еще в глубокой древности. Известно, например, предание о том,
что еще император Юй (2205—2198 годы до нашей эры), легендарный правитель
династии Ся, получил в дар от девяти провинций (в знак их полного повиновения)
девять бронзовых сосудов. Монументальные бронзовые сосуды периода династий Шан-Инь
почитались священными, а находка древнего бронзового изделия периода Хань
(206 год до н. э. — 220 год н. э.) расценивалась как событие государственной
важности.
Наиболее
ревностным собирателем бронзы стал император Цянь-лун, который сформировал
свою коллекцию еще в молодые годы. Он взимал дань с провинций, принимал от
подданных древние ритуальные чаши и другие предметы и даже конфисковывал
частные коллекции.
Многочисленные
клады бронзовых изделий относятся к эпохе Чжоу — к тому времени, «когда Ю-ван
погубил государство» и чжоуские аристократы под мощным натиском жунских
племен бежали на восток. В этих кладах как раз и представлено множество
бронзовых ритуальных сосудов.
Каждый
из таких сосудов, в зависимости от своей формы, имел собственное название и
использовался в строго определенных цепях; например, котел для приготовления
пищи душам предков, стоявший на трех или четырех ножках, назывался «тинь».
Наиболее распространенными мотивами декоративных украшений таких сосудов были
дикие, домашние или мифологические животные — пощади, буйволы, бараны, тигры,
драконы, слоны и другие. А некоторые из сосудов и сами были сделаны в форме
животного, например, «Тигр, пожирающий человека» — сосуд для жертвенного пина
(II тысячелетие до нашей эры) или сосуд для возлияний в виде совы, найденный
в могиле одной верховной жрицы.
Среди
экспонатов Императорского музея есть бронзовый сосуд, на первый взгляд, как
будто ничем не отличающийся от других. Но если наполнить этот сосуд водой и
мокрыми руками потереть его ручки, то вода в нем «закипит». Современные
ученые взялись было объяснить это явление, но создать подобный сосуд так и не
могли.
|